Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

«Любовь к детям как генеральная черта характера»


Николай Николаевич Носов
(1908–1976) – советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.

Лауреат Сталинской премии III степени (1952), Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской (1969, за трилогию о Незнайке).

Литературный папа Незнайки, Вити Малеева, Коли Синицина, Мишки с его кашей, Коли Клюквина и автор весёлых, мудрых и увлекательных приключений, на которых выросло уже не одно поколение.

 
«Подумайте, взвесьте. Писать для детей – это трудный хлеб.
Жить на это нельзя, а отдавать себя надо полностью…»

Николай Николаевич Носов.


Николай Николаевич Носов — один из лучших, и уж точно самый популярный, если измерять тиражами, детский писатель прошлого века.

«Я знал Николая Николаевича до своих четырнадцати лет. Он никогда не был пасмурным и хмурым человеком, за исключением, может быть, последних нескольких лет, когда он болел. На самом деле он был большим оптимистом. Он был настроен на то, что жизнь прекрасна, поэтому и писал о ней всегда с улыбкой. Я иногда сравниваю деда с Леонидом Гайдаем. Гайдай говорил в своих интервью, что у людей в жизни и так много печального, так зачем снимать грустные фильмы. Людей нужно радовать. Дед, кстати, обожал фильмы Гайдая. И он очень сочувствовал другим людям. Когда я захотел стать врачом, Николай Николаевич мне сказал: «А ты готов всю жизнь сострадать своим пациентам? Не может быть доктора, которые не сострадает больному». – говорит Игорь Носов, внук писателя.

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года в семье артиста. Вскоре семья переехала в поселок Ирпень, расположенный в двадцати пяти километрах от Киева. Из-за постоянной нехватки денежных средств отец был вынужден подрабатывать на железной дороге.

Коленька был вторым ребенком в семье (у него был старший брат и младшие братик и сестренка). Маленький Носов часто бывал на выступлениях отца, ему настолько нравилось смотреть спектакли, что родители решили, что он тоже хочет стать актером.

В школьные годы Николай сильно увлекался музыкой и решил стать музыкантом. Его заветной мечтой была скрипка. Но когда ему подарили этот музыкальный инструмент, Николай понял, что учиться музыке тяжело, и забросил это занятие, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института.

В возрасте 14 лет Носов, для того чтобы семье прокормиться, был вынужден пойти работать. После окончания школы-семилетки в 1924 году он устроился сначала на кирпичный завод, километрах в десяти от Ирпеня. Вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и называлась эта должность – мусорщик. Работал и учился. Учился самостоятельно по программе средней школы. Мечтал поступить в институт, и эта мечта стала основной в тогдашней жизни.

Но было и другое: увлечение фотографией. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратил все деньги на нее, вплоть до того, что единственной одеждой его оставалась спецовка. И поступать в институт решил на фотокиноотделение. Это был Киевский художественный институт.

А через два года, в 1929, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии, который окончил в 1932 году, и около двадцати лет работал режиссером и постановщиком фильмов, но в основном мультипликационных и учебных. В годы войны поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии, был награжден орденом Красной Звезды.


Литературная деятельность

Как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель?

  Н. Носов с сыном Петром

Как он сам рассказывал, в литературу он пришел совершенно случайно. У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением».

Это ощущается в каждом его рассказе и каждой повести. При всей внешней комедийности – а произведения Николая Носова еще и чрезвычайно остроумны – он показывает, что дети – это, прежде всего, личности.

Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» – был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для детских журналов «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Дневник Коли Синицына» и многие другие.

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951) называют одной из самых удачных в творчестве Носова. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи… Впервые повесть была опубликована в шестом номере журнала «Новый мир» за 1951 год, но когда издательство «Детгиз» готовилось выпустить повесть отдельной книгой, то Носов очень значительно переработал текст. В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».

Известны читателям и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961).

В 1964 году режиссёром Виктором Эйсымонтом снят советский семейный комедийный фильм «Приключения Толи Клюквина» – синтез рассказов Н. Носова «Шурик у дедушки» (1956), «Саша» (1938) и «Приключения Толи Клюквина» (1961).

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них – сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос».

Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли романы-сказки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964–1965). За эту трилогию Носову была присуждена только что учрежденная премия им. Н. К. Крупской (1969).

«Повесть о моём друге Игоре» (1971–1972) написана в форме коротких дневниковых записей из жизни дедушки и внука. Вот как вспоминает своего дедушку внук писателя (на фото справа):

«1. Всегда был занят.
2. Всегда со мной играл. Покупал мне игрушки. Сам любил с ними играть.
3. Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил».

Заканчивает книгу о внуке Н. Носов словами внука-дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!». Вот оно – счастье бабушки и дедушки!

Воспоминания о семье и детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшей уже после смерти писателя. Это настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о своих детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, – говорил он, – но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…».

Несмотря на то, что описываемые события – из его собственной жизни, Николай Носов говорил, что главный замысел этой повести был в том, чтобы показать, что ребенок мыслит и чувствует не так, как взрослый – а понимание этой стороны очень важно для воспитания: «Имея дело с ребенком, взрослый должен стать на его точку зрения, попытаться взглянуть на мир глазами ребенка!».

У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел…

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году у него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы, вредные привычки и т.д. Свои творческие взгляды писатель неоднократно излагал в статьях, анкетах и письмах.

Исследователи творчества Николая Носова выделяют три основных периода его литературной деятельности. Первый период – рассказы и повести, произведения об обычных ребятах, в которых читатели могут угадать сами себя. Повествование ведется от имени самих героев, поэтому нет давящего ощущения того, что взрослый человек поучает, как нужно поступить в той или иной ситуации – ребенок сам способен сделать выводы.

Второй этап связан со сказочной трилогией о Незнайке, где писатель усложняет задачу – помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества.

Третий этап, автобиографический, позволяет писателю понять особенности детской психологии уже со взрослой, осознанной точки зрения и поделиться этими знаниями с читателями.

В своем творчестве Носов особое внимание уделял балансу фантазии и правды – он считал, что через сказочное описание необходимо передать правдивые черты реальности. «Если писатель нарушит эту логику, то у него получится не художественное произведение, а сапоги всмятку, то есть нечто, не внушающее читателю никакого доверия».

Книги были не только частью работы писателя, но и помогали ему отдыхать. По рассказам Игоря, внука Носова, он с дедушкой часто заходил в букинистические магазины, где Николай Николаевич выбирал себе книгу, а придя домой, тут же садился за чтение с карандашом в руках. При этом тематика выбираемых книг была очень обширна – от пчеловодства до космонавтики. Все почерпнутые сведения так или иначе впоследствии фигурировали в рассказах и повестях писателя – он не мог писать о том, в чем не разбирался.

Родственники писателя отмечали, что Носову была присуща такая черта, как умение объяснять. «Вообще, в нем много было от учителя», – пишет сестра жены Николая Николаевича. – «Надо ли было объяснить, как лучше добраться до отдаленного района Москвы, какую лучше выбрать книгу, как починить испорченный бытовой прибор – он с готовностью и даже радостью принимался объяснять». Кроме того, для Носова было характерно обостренное восприятие смешного: «Он мог рассказать вполне обычную историю так, что обхохочешься, и все собирал в свою писательскую корзинку».

Носов был очень внимателен к своим читателям: он получал множество писем, не всегда и не всем успевал отвечать, но открыто рассказывал и детям, и их родителям о своих творческих планах, отвечал на их вопросы, давал советы, дарил свои книги, интересовался их мнением о своих произведениях.

В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность – не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения.

Любимый не одним поколением детей, автор ушел из жизни в Москве 26 июля 1976 года, в возрасте 67 лет. Похоронен Николай Николаевич Носов на Кунцевском кладбище. Рядом со стеллой с его портретом, стоит гранитный камень, на котором изображен Незнайка.


Интересные факты из жизни Николая Носова

  • В школе Николаю очень трудно давалась алгебра. «В моей голове туман, для меня все эти алгебры вроде китайской грамоты… В поисках выхода из создавшего безвыходного положения пробую читать книгу «Алгебра» Киселёва. За два или три дня «прохожу» такой «кусок алгебры», который ребята в школе не проходят и за два месяца… Для меня впервые, может быть, в тот момент стало ясно, что настоящая человеческая радость – в труде, в преодолении трудностей». Так юный Коля Носов выиграл один из первых своих боёв в жизни.
  • В годы Великой Отечественной войны из Англии в Красную армию прибыл новый танк «Черчилль». Н. Носову-режиссёру требовалось научить наших бойцов водить машину. Увы, «Черчилль» не повиновался танкисту, не желал маневрировать. Тогда Носов сел рядом с водителем, стал всматриваться в устройство рычагов и вскоре обнаружил ошибку танкиста. И грузный «Черчилль» превратился в грациозного «лебедя». Так был создан учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках», за который в 1943 году Николай Носов был награждён орденом Красной Звезды.
  • Когда Н. Носов начал писать для детей, одновременно он стал основательно изучать и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением.
  • Мало кто знает, что Николай Носов позаимствовал идею про малышей-коротышек из сказочной повести «Царство малюток» детской писательницы Анны Хвольсон. Герои этого произведения, маленькие эльфы с затейливыми именами: Чумилка-Ведун, Мишка-Пискун, Шиворот-Навыворот, Сырник.
  • Незнайка стал культовым героем журнала «Весёлые картинки», где он пребывает в компании с Чиполлино, Буратино, Дюймовочкой, Карандашом, Самоделкиным, Петрушкой и Гурвинеком.
В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н.Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.


6 главных уроков Николая Носова

Останься нам от Носова только «Мишкина каша» да «Живая шляпа», мы до сих пор помнили бы его как замечательного писателя, с неизменным мягким юмором показывающего нам детские забавы и горести. Но нам осталось нечто большее – цикл повестей о Незнайке и его друзьях, коротышках.

Незнайка и Знайка, Торопыжка и Авоська, Ворчун и Молчун путешествуют, открывая для себя новые миры. Они побывают и в счастливом будущем Солнечного города, и в злобной карикатуре на капиталистическую Америку – на Луне. Но вот что интересно: хотя политический пафос Носова был очевиден, мы никогда не читали его книги как памфлеты. Скорее, наоборот, учились на них, открывая для себя неоднозначное устройство мира. Мы вспомнили шесть самых главных, иногда неожиданных, уроков носовских книг.


Первые герои рассказов Носова – неразлучная пара Мишка и Коля, фантазёры и затейники. Это один из первых советских текстов, где описан мир детей, почти не требующий присутствия взрослых.

Мишка и Коля хотят всё делать сами: варить кашу, сажать огород, заливать каток во дворе. Поначалу у них получается не очень, мы смеёмся над их неудачами, а под конец выходит всё лучше и лучше. В дальнейших повестях «Весёлая семейка» (1949) и «Дневник Коли Синицына» (1950), Мишка и Коля уже не два неуклюжих мальчишки. Они строят свой инкубатор, выводят цыплят, ухаживают за пчёлами на пасеке.


Герой рассказы «Огурцы» притащил домой полные карманы наворованных с поля огурцов, а мать его отправила сдавать их обратно со страшными словами «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын – вор».

Сегодня, конечно, такое экстремальное воспитание звучит ужасно непедагогично: идёт ребёнок по улице, носом хлюпает, сердце разрывается. Но в итоге у Носова всегда всё кончается хорошо: борьба с самим собой, с живущим внутри тебя дурным и слабым человеком, всегда заканчивается у его героев триумфальной победой.

О том же повесть «Витя Малеев в школе и дома», где двоечник всего за один год становится отличником, прежде всего потому, что совершает невероятное усилие воли. «– Ну, что там у тебя не получается? – спросила мама. – Да вот, – говорю, – задача попалась какая-то скверная. – Скверных задач не бывает. Это ученики бывают скверные».


До Носова дети занимались спасением мира наравне со взрослыми и даже гибли вместе с ними. Время вообще было героическое и не рассматривало как ценность частную жизнь. У Носова впервые герои могли не заниматься почти ничем. Ну там, хотеть собаку, например. Или переживать из-за школьных оценок. Это на самом деле было серьёзным прорывом: перестать в каждом сюжете устраивать революции и разрешить героям жить своей, маленькой жизнью.

Так школьная повесть о Вите Малееве рассказывала о школьных неуспехах и успехах героя. Больше ни о чём. Позднее, в «Незнайке», этот маленький, но гармоничный мир Носов буквально воспоёт: как правильно, как ладно устроена у коротышек жизнь, куда лучше, чем у великанов.


«Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик» – на долгие годы стало исчерпывающим определением графомана. Фраза эта, кстати, пришла из мультфильма про Незнайку, а не из книг. Но и в книгах вполне очевидно, что поэта Цветика зовут именно Цветиком из-за общей бессмысленности его деятельности, и вообще от этой художественной правды сплошной вред и расстройство.

Носов вообще был человеком очень практичным и писал книги прямого действия: прочитал и всё понял. Книги, от которых только больше запутываешься, были не по нему. Именно он научил нас смеяться над всякой вычурностью и фальшью.


Гениальный эпизод в «Незнайке на Луне» описывает разносторонний мир капиталистической печатной прессы: как будто Носов, к его счастью, до жёлтой прессы не доживший, каким-то чудом прозрел её в далеком будущем.

Прозрение заключалось не только в том, что люди любят читать всякую ерунду. Носов очень точно подметил, что ерунда устроена разумнее и практичнее всего умного. Вообще вспомним, что он это умное в целом не слишком любил, а над показушным знанием смеялся едва ли не больше, чем над наивным незнанием.

Лучшие герои у Носова часто оказываются дураками – те, кто не умеет притворяться и лгать, кто непосредственен и честен. Как бы глупо ни выглядел Незнайка, мы всегда смеёмся вместе с ним и никогда – над ним.


Сатирическая по замыслу повесть «Незнайка на Луне» оказалась гениальным пророчеством о будущем страны. В 90-е годы многие бизнесмены открывали «Незнайку на Луне» заново, чтобы понять, как в этом новом времени вообще всё устроено.

Сейчас это гениальный учебник экономики для детей: в нём есть всё о рекламе, безработице, продажных СМИ, цензуре, вездесущей полиции, жуликоватых предпринимателях, кредитах. Жалко, что Носов не описал в своей книге одного: как выбраться из этого всего. Ну, если не на космической ракете или при помощи социальной революции.

«Наилучший выход из создавшегося положения – это начать продавать соль ещё дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придётся закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы». «Незнайка на Луне», 1965

 
Незнайка

«Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954)
«Незнайка в Солнечном городе» (1958)
«Незнайка на Луне» (1964–1965)

В советские годы, на постсоветском пространстве и в настоящее время трудно было найти ребенка, который бы ни читал трилогию Николая Носова о Незнайке. Веселые и поучительные приключения Незнайки и его друзей открывали ребенку веселый и добрый мир сказки и реальности.

В книге «О себе и о своем творчестве» Николай Носов рассказывал о Незнайке: «Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, – в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

Незнайка – человечек среднего роста с большой головой и маленьким носом. Носит широкополую голубую шляпу, канареечные брюки, оранжевую рубашку и зеленый галстук. Любит яркие цвета. Основные черты характера Незнайки – хвастливость, невежество, смелость и сообразительность. Знаменитая шляпа Незнайки в тексте Носова никак не была описана, кроме упоминания, что она голубого цвета, поэтому первое время иллюстраторы рисовали ее по-разному: как остроконечный колпак с небольшими полями, тюбетейкой с кисточкой.

Жил Незнайка в Цветочном городе, на улице Колокольчиков, вместе со своими друзьями Знайкой, Торопыжкой, Растеряйкой, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом Гуслей, художником Тюбиком, доктором Пилюлькиным и многими другими.

Незнайка и его друзья совершили путешествие на воздушном шаре, побывали в Зеленом городе и городе Змеевке. Вернувшись из путешествия, Знайка и его друзья взялись за работу: стали строить мост через реку Огурцовую, тростниковый водопровод и фонтаны, которые они видели в Зеленом городе. Коротышкам все это удалось сделать, после чего они принялись проводить на улицах города электрическое освещение, устроили телефон, чтоб можно было разговаривать друг с другом, не выходя из дома, а Винтик и Шпунтик под руководством Знайки сконструировали телевизор, чтоб можно было смотреть дома кинокартины и театральные представления...

Автор трилогии о Незнайке с гимназических лет увлекался электротехникой и радиолюбительством, а в годы Великой Отечественной войны занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для армии. Возможно, именно поэтому во второй части трилогии «Незнайка в Солнечном городе» Носов вывел различные изобретения, которых на ту пору у человечества и в помине не было! Он как бы предсказал их.

Так, сама технология получения электричества от солнечного света в конце 1950-х годов была дорогой и неэффективной, поэтому использовалась только в космической отрасли. Лишь в Только в 2010-м году в Фрейбурге удалось осуществить проект, в результате которого покрытое высокоэффективными солнечными батареями здание начало вырабатывать в пять раз больше энергии, чем потреблять.

В книге, например, описывается автомобиль, который приводится в движение стержнем из «биопластмассы»: при подаче тока от обычной батарейки стержень сокращается, выполняя функцию мускульного двигателя. Биопластмассы тогда действительно не существовало! Только в начале 1990-х годов началось активное развитие технологии «искусственных мускулов» на основе электроактивных полимеров, способных менять размеры и форму под воздействием электрического тока!

Самые известные цитаты Незнайки

  • – Меня сегодня еще никакая муха не кусала, – ответил Незнайка. – А скучный я оттого, что мне скучно.
  • – Придется его привязывать к кровати веревкой и давать на ночь касторки.
  • То утверждение очень насмешило инженера Клепку, и он громко фыркнул. – Я попросила бы вас не фыркать, когда я объясняю, – строго сказала Иголочка. – Вы не лошадь и находитесь не в конюшне. Вот когда пойдете в конюшню, тогда и фыркать будете.
  • – Бывает, задумают какие-нибудь деловые коротышки организовать доходное предприятие, выпустят акции, чтоб собрать капитал, затратят денежки, а акций у них никто покупать не станет. В таких случаях говорят, что их общество лопнуло. А бывает, соберется какая-нибудь шайка мошенников, выпустят акции, продадут их, а сами сбегут с деньгами. Вот тогда тоже говорят, что общество лопнуло.
  • – Акции – это такие бумажки, вроде денежных знаков. Их можно напечатать в типографии. Каждую акцию мы будем продавать, скажем, по фертингу. Вырученные деньги затратим на постройку летательного аппарата, а когда семена будут доставлены, каждый владелец получит свою долю семян. Разумеется, у кого окажется больше акций, тот и семян получит больше.


Иллюстраторы произведений Николая Носова

Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был Алексей Михайлович Лаптев (1905–1965) – художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ.

Не менее известным иллюстратором Носова был Генрих Оскарович Вальк. Он один из самых ранних иллюстраторов Н.Н. Носова. Первая книга писателя – сборник «Тук-тук-тук» – вышла с рисунками Г. Валька, лёгкими, непринуждёнными, несущими едва заметный оттенок журнального юмора. Для молодого тогда художника-карикатуриста этот сборник стал первой детской книгой в его профессиональной деятельности. «Так началось, – писал сам Г.О. Вальк, – наше многолетнее содружество с Николаем Николаевичем». И продолжал: «Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого его «Незнайку на Луне».

Взяв за основу образы коротышек, разработанные Лаптевым, Вальк придал им большую графическую строгость, динамичность, живую мимику. Генрих Оскарович иллюстрировал третью, последнюю часть носовской трилогии произведений о Незнайке. Даже злодеям иллюстратор Вальк оставляет шанс исправиться. Это видно по их вовсе не злодейским, а жалким и растерянным физиономиям.

Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал. Забавные персонажи живут богатой внутренней жизнью, которая отражается на их лицах целой гаммой чувств. Герои Валька изумляются, горюют, ликуют – и все это искренне и трогательно. А еще у каждого персонажа Валька – свой характер.

Также книги Носова иллюстрировали художники: А. Борисов, И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, Л. Владимирский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.


Мультипликационные сериалы

10-ти серийный советский кукольный мультсериал «Приключения Незнайки и его друзей» снимался с 1971 по 1973 год.

Этот мультфильм познакомил всю страну с песней Н. Носова и М. Шалинского «В траве сидел кузнечик» в исполнении Клары Румяновой, ставшей в последствии культовой.

«Незнайка на Луне» – 12-ти серийный российский музыкальный мультсериал, снятый по мотивам одноимённой книги (1964) Николая Носова на основе иллюстраций Генриха Валька, который проиллюстрировал самое первое издание этой книги (1965). Премьера состоялась на видеокассетах в 2 частях (первые 6 серий вышли в декабре 1997 года, а остальные – в декабре 1999 года).


Памятники Незнайке и его друзьям

Памятник Незнайке в городе Прокопьевск, Кемеровской обл.
Памятник Незнайке и его друзьям в совхозе им. Ленина, Московская обл.


Памятники коротышкам Н. Носова в Москве: Незнайка, Знайка, Кнопочка, Синеглазка

Памятник Незнайке на Луне в городе Братске, Иркутской обл.


Рассказы Николая Носова

«Живая шляпа»

Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька.

«Мишкина каша»

Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей. А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится. А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными. Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.

«Бенгальские огни»

Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке. Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.

«Заплатка»

У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…» Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.

«Дружок»

Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка, пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне. К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.

«Телефон»

Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали – все было слышно» – написано в рассказе. Мальчики не могли нарадоваться новой покупке, а потом один из аппаратов испортился. Миша его разобрал. Огорчились мальчики, но телефоны уже починить было невозможно. «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?!» – думал Коля, идя домой. Но потом успокоился и понял, что жизнь все-таки очень интересная. Даже если в ней и случаются неприятности.

 

 

Оставленное Николаем Носовым литературное наследие по своему объему не так уж велико. Однако все созданное писателем прочностью, с какой запало в читательскую память не только детей, но и взрослых, очень значительно. Имя Носова стало известно далеко за пределами нашей страны.

Проходит время, однако, персонажи, придуманные Николаем Носовым, не стареют. Герои Носова уже прошли проверку временем и на них выросло и вырастет еще не одно поколение.

Как писал Самуил Миримский, писатель и редактор, знакомый с Носовым: «Когда я читаю и перечитываю его книги, писатель всегда представляется мне человеком из детства, ярко одаренным мальчишкой. Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе были в человеческом характере писателя. Именно таким он был по глубинной сути своей. И таким навсегда останется для своих читателей».


При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Н.Н. Носова:

1. Носов Николай Николаевич (1908–1976). – Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиогр. словарь / редколлегия И. Н. Арзамасцева [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – С. 312–314.
2. Носов Николай Николаевич. – Текст : непосредственный // Писатели нашего детства : 100 имен : Альманах «Приложение к журналу «Библиотека» : биографический словарь. В 3 частях. Часть 1. / Российская государственная детская библиотека ; составитель Н. О. Воронова [и др.]. – Москва : Либерия, 1998. – С. 269–273.
3. Баруздин, С. А. О Николае Носове / С. Баруздин. – Текст : непосредственный // Заметки о детской литературе / С. Баруздин. – Москва : Детская литература, 1975. – С. 170–175.
4. Бегак, Б. А. Город солнца и город Луны / Б. Бегак. – Текст : непосредственный // Дети смеются : очерки о юморе в детской литературе / Б. А. Бегак. – Москва : Детская литература, 1971. – С. 140–153.

***

5. Биргер, Л. Как Николай Носов стал самым популярным детским писателем. И шесть вещей, которым он нас научил / Лиза Биргер. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен: [сайт]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/melfm/kak-nikolai-nosov-stal-samym-populiarnym-detskim-pisatelem-i-shest-vescei-kotorym-on-nas-nauchil-5f7664820d5f8951c9173de6 (дата обращения: 01.12.2020).
6. Буртовая, Н. «Взглянуть на мир глазами ребенка». О творчестве Николая Носова / Н. Буртовая. – Текст : электронный // Эксперимент : [сайт]. – URL: https://md-org/post/20191114-vzglyanut-na-mir-glazami-rebenka-o-tvorchestve-n-n-nosova (дата обращения: 07.12.2020).
7. В траве сидел кузнечик : [история песни]. – Текст : электронный // Soundtimes.ru : [сайт]. – URL: https://soundtimes.ru/detskie-pesni/v-trave-sidel-kuznechik (дата обращения: 29.10.2020).
8. Вальк Генрих Оскарович. Эстетика линии и богатые деталями сцены. – Текст : электронный // Живой журнал : [сайт]. – URL: https://j-e-n-z-a.livejournal.com/255708.html (дата обращения: 29.10.2020).
9. Детские писатели. Коротышка из Цветочного города изобретателя Николая Носова. – Текст : электронный // Яндекс.Дзен : [сайт]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e846dff66408b1f8383f082/detskie-pisateli-korotyshka-iz-cvetochnogo-goroda-izobretatelia-nikolaia-nosova-5eccbd31133cde5194fccc61 (дата обращения: 02.12.2020).
10. Интересные факты из жизни. – Текст : электронный // ЦБС г. Северска : [сайт]. – URL: http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/Interesnye_fakty_iz_zhizni/?mobile=1 (дата обращения: 29.10.2020).
11. Постная, Е. Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера» / Е. Постная. – Текст : электронный // DailyCulture : [сайт]. – URL: http://dailyculture.ru/stati/bio/nikolay_nosov_lyubov_k_detyam_kak_generalnaya_cherta_kharakt (дата обращения: 05.12.2020).