Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Весёлый художник и добрый сказочник

Владимир Григорьевич Сутеев (05.07.1903 – 10.03.1993)

Детский писатель, художник-иллюстратор, сценарист, режиссёр, художник-постановщик режиссёр-мультипликатор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации.

С творчеством Владимира Сутеева дети знакомятся с самого раннего возраста, именно его сказки часто становятся первыми для многих малышей.

Книги Владимира Григорьевича Сутеева вызывают восхищение и у взрослых людей, которые перечитывают их со своими детьми и внуками, не уставая восторгаться творчеством доброго сказочника.

Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоёвывать сердца маленьких зрителей.

В 1968 году Владимир Григорьевич Сутеев, «советский Дисней», талантливый сказочник и добрый волшебник написал в автобиографии: «Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям».

Владимир Григорьевич Сутеев, пожалуй, самый известный детский художник-иллюстратор. Его рисунки, на первый взгляд, неброские, но очень добрые. В них полностью отсутствует агрессия, как и в самих сказках Сутеева. Художник подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте.

Владимир Сутеев появился на свет 5 июля 1903 года в Москве и до конца жизни прожил в этом городе, который очень любил. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом, преуспевающим дерматологом и очень разносторонним человеком. Интересовался очень многим, пел в концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, рисовал, много читал своим детям вслух, в том числе Диккенса и Гоголя. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. Братья-погодки Владимир и Вячеслав росли в Сокольниках. Они были неразлучны и безмерно счастливы – как бывают счастливы дети, окруженные любовью. Владимира и его младшего брата Вячеслава отец с детства приобщал к прекрасному, поощрял творческие успехи. Владимир с братом любили рисовать. Владимир Георгиевич вспоминал: «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе – и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке – и всякие там номера, катанье на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки – лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи…».

Тем не менее, Владимир посчитал, что техническая профессия перспективней, и поступил на инженерно-строительный факультет Бумановского техучилища. Но через два года передумал. Для его таланта художника нашлась не менее перспективная область. Он идет учиться на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме. Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925). Картина уникальна тем, что в ней впервые применили альбомный метод анимации – каждый момент мультика рисовался отдельно на бумаге. В 1928 году Владимир заканчивает учебу и начинает работу на кинофабрике «Межрабпомфильм». С 1936 года работал на киностудии «Союзмультфильм».

Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. И появились фильмы: «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.

Советский рисованный мультипликационный фильм по сценарию Владимира Сутеева по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» получил следующие награды:

- 1959 г. – 2-я премия по разделу мультипликационных фильмов – Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (СССР);
- 1960 г. – Приз «Лавровый венок» за лучший детский фильм на VII Международном фестивале анимационных фильмов в Анси (Франция).

«Петя и Красная Шапочка» (1959).
Один из самых любимых мультфильмов
российских телезрителей

Но и в это время Сутеев постоянно рисует для детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других.

С 1923 года он начинает иллюстрировать книги для детей. Среди самых известных его работ – иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

 

Детский юмористический журнал
«Весёлые картинки»
К. Чуковский
«Федорино горе»
С. Маршак
«Усатый-полосатый»

22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию «Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы (кадры из этих фильмов войдут в учебники Суворовского училища): «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками» и «Как бороться с замораживанием». Любимую работу Сутеев продолжал даже в военные годы. Когда выдавалось свободное время, рисовал для детей – ведь детям в военное время чудеса еще нужнее, чем в мирное. Сутеев был награждён орденом Отечественной войны II степени (1985).

Там же, в коридорах «Союзмультфильма», в 1946 году В. Сутеев встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни – Татьяну Александровну Таранович: «Всё самое красивое, прелестное, необыкновенное пришло после войны, когда я был раздавлен, истощён, измучен, ранен и никуда не годился. Но я встретил Вас. Я полюбил Вас внезапно для себя, и вдруг вся страсть, никогда не испытанная, обрушилась на меня» (В. Сутеев). Не одно десятилетие Сутеев писал своей любимой письма с огромным количеством рисунков. На них, он представлял себя в виде утенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. «Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку «моя девочка», и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать», – вспоминает Ирина, внучка Т.А. Таранович. А уходя, сказал: «Спасибо тебе, моя девочка...». Владимир Сутеев и Татьяна Таранович умерли в один год. Владимир – 8 марта 1993 года, Татьяна – в ноябре. Она не смогла жить без него и быстро угасла – дало знать о себе больное сердце. Похоронены супруги в одной могиле.

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация. Сутеев был амбидекстром – одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Т.А. Таранович – художника часто просили выступить в школе с лекцией. «Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, – вспоминает дочь Т.А. Таранович Элеонора Сергеевна. – Дети приходили в восторг».

Он любил жизнь. Любил вкусно поесть. Любил ходить в гости и принимать друзей у себя. И очень страдал, когда нужно было решать денежные вопросы. Дач, квартир, наград, больших денег не нажил. Последние годы обитал в однокомнатной квартирке со старой, обшарпанной мебелью. Зато рисовал много и легко. В любую минуту. На любом клочке бумаги. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный «семейный портрет» – маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.


Сказки Владимира Сутеева с авторскими иллюстрациями

«Веселых» авторов, пишущих для малышей, – мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку,
– гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки».
(с) В. Сутеев (журнал «Детская литература», 1968, №12)

Остроумные, весёлые, добрые книжки Сутеева знакомы детям всего мира. Книги с его сказками издавались на 50 языках мира в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии и других странах. Многие его нарисованные герои послужили эскизом при создании игрушек для детей. Иллюстрации Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т.д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

С 1947 года Сутеев стал работать в Детгизе. «Скромно работать, – говорил о себе, добавляя: – Пришлось многое осваивать заново». Сутеев осваивал способ превращения мультфильма в книжку-картинку, а это дается не каждому художнику. Мы все росли на книгах с его рисунками, ведь он иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века. С иллюстрациями Сутеева вышли книги Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков детской литературы. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги Д. Родари «Приключения Чипполино», норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в пересказе с французского).

Начал он свою писательскую карьеру с альбома «Сто картинок», весёлых, милых, добрых.

Современные издания:

В 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски».

Первая сказка «Петух и краски» очень нравится детям. Почти все дети любят рисовать, а в этой сказке краски превращаются в живых маленьких человечков. И это настоящее чудо.

Сюжет сказки: мальчик нарисовал петушка. Нарисованный петух отправился на прогулку.

Маленький читатель может себя представить на месте мальчика и раскрасить петуха, так как он об этом забыл.

Короткое произведение учит быть внимательным, отзывчивым, охотно приходить другим на помощь, не бросать начатого дела на полпути.
По второй сказке можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.
В 1963 году появилась «Капризная кошка» – произведение Владимира Сутеева, которое сразу завоевало любовь юных читателей и их родителей. В нем показано то, как девочка рисует. К ней подходит полосатая кошка и спрашивает, чем девочка занята. Юная художница отвечает, что создает дом специально для кошки. Кошка начинает подсказывать девочке, что ей понадобится в новом жилище. А маленькие читатели наглядно понимают, как создается рисунок.

Сутеев, по сути, создал некий промежуточный жанр – «книжку-картинку» – соединив динамику и информативную образность мультипликации с, поясняющим и оформляющим сюжет текстом. Сейчас многие пишут, что Сутеев рисовал «первые советские комиксы». Звучит это броско, но не совсем корректно. Всё-таки в комиксах рисунок первичен, он всегда главенствует над текстом (если текст вообще есть). Кстати, подобие комиксов Сутеев тоже рисовал – например, в книжках про пёсика Пифа. Но его сказки рождались именно в тесной взаимосвязи текста и рисунка. Да, текст Сутеева весьма лаконичен и прост, он занимает гораздо меньше места, чем рисунки. Но, в отличие от комиксов, тексты сказок Сутеева можно прочесть и отдельно – свою цельность они не потеряют. Лишившись иллюстраций, комиксы, в прямом и переносном смысле, блекнут, а то и теряют важную информацию.

Он хотел, чтобы ребенок рос среди шуток и веселья. «Чем больше улыбок, тем больше пользы, – говорил себе Сутеев, сочиняя очередной сюжет. – Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации». Опыт создания мультфильмов помог ему. Раскладывая действия персонажей на мельчайшие фазы, он сопровождал каждую такую картинку кратким текстом, точно повторяющим изображённое. Так делает мама, рассматривая со своим малышом картинки. Его рисованные сказки доступны даже младенцам. В самом деле, вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева? Небо там голубое, трава зеленая, цыпленок желтый, котята белые, черные и серые, и персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. В его книжках всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить малышу простые жизненные истины.

Изданные книги с иллюстрациями Владимира Сутеева не перечислить.

Он стремился выразить в рисунках то, что остается за строкой текста. В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может.

Вот тут-то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ. Сказки, которые Владимир Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано.

А написано им было множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей Он замечательно понимал детей, почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.

На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.

В сказке «Под грибком» (1959 г.) все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.

«Мешок яблок» (1985 г.) Это еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок. Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит ребятишек щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.

«Кто сказал «мяу»?» (1955 г.) Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.

Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажи художника – чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки.

Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны маленькому слушателю. Все, что недоговаривает, мастер рисует.

Рассказы и сказки Сутеев – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка. Практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах. А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который обладает не слишком большим кругозором, очень важна! Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления.

Владимира Сутеева порой спрашивали, откуда взялось его сказочное дарование. Он улыбался в ответ, говорил, что всё вышло случайно. Книжки Владимира Сутеева стали одними из самых продаваемых сказок в Советском Союзе. Сутеев писал в 1968 г.: «В общем, книжки имели успех у детей и – как это ни удивительно – у взрослых. По устаревшим уже данным Всесоюзной книжной палаты, они изданы общим тиражом (у нас и за рубежом) около 20 млн. экз. и переведены на 36 иностранных языков. Я получаю много писем очень приятного содержания от моих маленьких читателей, а порой от их мам, пап, бабушек и дедушек, которые пишут под диктовку своих малышей. Мне пишут учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры… Особенно взволновало меня коллективное письмо сотрудников детской больницы в Рязани. Врачи, медсестры и няни писали: «…ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку. Нам очень нужны такие книги»… Все эти письма – радостная и вдохновляющая награда – большое, настоящее счастье для художника».


Литература о жизни и творчестве В. Сутеева:

1. Бегак, Б. Чувство детства / Б. Бегак. – Текст непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1983 – № 6 – С. 67–69.
2. Вдовина, И. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / И. Вдовина. – Текст непосредственный // Начальная школа. – 2012 – № 8 – С. 2–5.
3. Космачева, Т. Кто сказал «мяу»? : музыкальная сказка по рассказу В. Сутеева / Т. Космачева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002 – № 5 – С.115–124.
4. Сутеев Владимир Григорьевич. – Текст непосредственный // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. В 3 частях. Часть 1. – Москва : Либерия, 2000 – С. 315–318.


При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Владимира Григорьевича Сутеева:

1. Андреева, Е. В. Творчество Владимира Григорьевича Сутеева / Елена Андреева. – Текст : электронный // Социальная сеть работников образования : [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/10/27/tvorchestvo-vladimira-grigorevicha-suteeva (дата обращения: 15.05.2020).
2. Веселый автор и художник Владимир Григорьевич Сутеев. – Текст : электронный // Ярмарка мастеров : [сайт]. – URL: https://www.livemaster.ru/topic/1076385-veselyj-avtor-i-hudozhnik-vladimir-grigorevich-suteev (дата обращения: 05.05.2020).
3. Гавришин, И. Владимир Сутеев: пишу правой рукой, а рисую – левой / Илья Гавришин. – Текст : электронный // Яндекс Дзен : [сайт]. – URL : https://zen.yandex.ru/media/nedb/vladimir-suteev-pishu-pravoi-rukoi-a-risuiu-levoi-5d1f1d9810155d00ac3efa13 (дата обращения: 05.05.2020).
4. Сутеев Владимир Григорьевич. – Текст : электронный // Fb.ru : [сайт]. – URL: http://fb.ru/article/258113/vladimir-suteev-biografiya-tvorchestvo-i-foto (дата обращения: 05.05.2020).
5. Сутеев Владимир Григорьевич. – Текст : электронный // Spletnik.ru : [сайт]. – URL: http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/123685_suteev-vladimir-grigorevich-illyustratcii-k-detskim-knigam-multfilmy (дата обращения: 05.05.2020).
6. Художник-сказочник Владимир Сутеев. – Текст : электронный // ВО!круг книг. Блог Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска : [сайт]. – 2018. – 6 июля. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/07/blog-post_6.html (дата обращения: 12.05.2020)