Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Буллинг – теперь частая тема педагогических дискуссий. Конечно, травля в детских коллективах существовала всегда. Но публично эта проблема обсуждалась очень редко, и лишь такие выдающиеся художественные произведения, как фильм Ролана Быкова «Чучело», могли вывести общество из ступора. Сегодня детей наконец-то стали учить, как правильно противостоять травле. И книга Труди Людвиг «Невидимый мальчик» как раз об этом.

Мальчик Брайан учится в начальной школе, и автор называет его «невидимым»: Брайана не замечают ни одноклассники, ни учительница, мисс Карлотти. Он не участвует в общих играх и занятиях, большая школьная перемена для него самая настоящая пытка это «целых двадцать д-о-о-лгих минут, когда дети болтают, смеются и играют с кем угодно, но только не с ним». Чтобы как-то «заглушить» свои переживания Брайан постоянно рисует: на переменах, во время общих игр, на уроках. Понятно, что так он пытается справиться с чувством своей ненужности окружающим. Но однажды в школу приходит новенький, кореец по имени Джастин, и все меняется. Новый ученик в классе – это всегда стрессовая ситуация, причем не только для самого «пришельца», но и для уже устоявшегося детского коллектива. Одноклассники Брайана находятся в раздумьях, «действительно ли Джастин настолько крут, чтобы стать их другом». А Джастина, конечно же, волнует, сумеет ли он «вписаться» в класс.

Очередная длинная перемена, и все первоклашки садятся завтракать. Каждый достает свою коробочку с едой, заботливо положенную в рюкзак мамой. Джастин сегодня принес в школу национальное корейское блюдо «пулькоги». Уже одно название блюда вызывает у ребят смех. Да и ест Джастин палочками!.. Брайан же, как всегда никем не замечаемый, раздумывает про себя: «Что же лучше: когда над тобой смеются или когда не замечают?» По сути дела, это ключевая фраза всей истории. Смех легко превращается в более изощренное «развлечение» – словесное насилие, а «незамечание» перерастает в бойкот, полную изоляцию. Первоклашке ещё очень сложно понять бессмысленность выбора между ними, ибо и то и другое одинаково трагично для семилетнего ребенка.

Брайан чувствует, что Джастин находится примерно в той же ситуации, что он сам. Другое дело, что, возможно, такое положение Джастина временное и, пройдя «проверку» класса, он окажется на противоположной стороне баррикад. И это Брайан тоже понимает. Он решает написать Джастину записку. (Для детей, которым трудно построить отношения в группе, часто намного легче обратиться к товарищу с помощью текста.)

«Мне показалось, что пулькоги выглядят очень аппетитными». В этой записке «невидимого» мальчика, несмотря на ее краткость, скрывается много интересной информации. В первую очередь желание Брайана как-то выделиться, показать себя «хорошим». Конечно, обратить на себя внимание можно было бы и совсем иным путем, куда более простым и куда более низким: посмеяться над Джастином вместе с остальными детьми, попасть в «стаю», стать таким образом «своим». Почему-то Брайан не выбирает этот вариант. А еще в записке «невидимого» мальчика можно увидеть скрытый призыв о помощи: «Я помогу тебе, а ты помоги мне».

Как бы там ни было, и какой бы цели ни хотел добиться Брайан, у него это получилось. На следующий день случается первое маленькое чудо: Джастин подходит к рисующему мелком на асфальте Брайану и благодарит за письмо, хвалит его рисунок. А затем, уже на уроке, происходит второе чудо: Брайан наконец-то перестает быть невидимым. Случилось это так: учительница предложила детям разделиться на группы по два или три человека для выполнения творческого проекта. Брайана, как всегда, никто не приглашал в отличие от Джастина, которого сразу пригласил мальчик Эмилио. Когда Брайан слышит от Эмилио, что «Джастин уже занят», он очень хочет провалиться сквозь землю.

 «Джастин уже занят» открытое непринятие, прямое исключение из общения. Услышав такое заявление, даже самому психологически крепкому ребенку трудно сориентироваться с ответной реакцией. Хорошо, что вмешивается Джастин и напоминает Эмилио, что в группе может быть и трое. Так неожиданно Брайан начинает «выходить из сумрака». Вместе с Эмилио и Джастином он теперь участвует в школьном проекте: дети вместе рисуют и придумывают историю на предложенную учительницей тему. А на следующий день Брайана уже зовут на большой перемене вместе завтракать и угощают печеньем. Теперь всё (почти!) зависит только от самого «невидимого» мальчика.

Взрослый, не желающий участвовать в жизни детей, дает возможность разрастись травле до устрашающих размеров, вплоть до фатальных развязок. Примерно такая ситуация разыгрывается и в «Невидимом мальчике». В этой истории учительница никак не реагирует на «невидимость» Брайана, не пытается помочь ему и вывести его общение с классом на иной уровень. Брайан вынужден действовать в одиночку. Так, как подсказывает ему его крошечный жизненный опыт. Хорошо, что в класс пришел неравнодушный мальчик, который нашел смелость ему помочь, и ситуация не обострилась. Если дети не увлечены каким-то общим занятием, интересным делом, общими правилами и классными законами, то поиск развлечений может пойти по опасному руслу.

Именно мама и папа закладывают в детей нормы поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Эти семейные ценности малыши очень быстро переносят в мир общения с одноклассниками и учителями. На примере поведения Джастина мы хорошо видим, как это происходит. Заложенное в семье желание помочь более слабому, умение не идти за толпой дали ему возможность не только найти нового друга, но и помочь ему выйти из ситуации изоляции.

Издательство «Попурри» приняло весьма интересное решение включить в русскоязычное издание «Невидимого мальчика» комментарии известного детского психолога Людмилы Петрановской. Она предложила прекрасные вопросы, которые можно обсудить вместе с детьми после чтения этой книги и в семье, и в школе, и в детском саду. Такие истории, как «Невидимый мальчик», помогают научить детей взращивать в себе и беречь цивилизованность, принятие других людей и сострадание.

Юлия Бебехер

https://www.papmambook.ru/articles/3687/