Буллинг – теперь частая тема педагогических дискуссий. Конечно, травля в детских коллективах существовала всегда. Но публично эта проблема обсуждалась очень редко, и лишь такие выдающиеся художественные произведения, как фильм Ролана Быкова «Чучело», могли вывести общество из ступора. Сегодня детей наконец-то стали учить, как правильно противостоять травле. И книга Труди Людвиг «Невидимый мальчик» – как раз об этом.
Мальчик Брайан учится в начальной школе, и автор называет его «невидимым»: Брайана не замечают ни одноклассники, ни учительница, мисс Карлотти. Он не участвует в общих играх и занятиях, большая школьная перемена для него самая настоящая пытка – это «целых двадцать д-о-о-лгих минут, когда дети болтают, смеются и играют с кем угодно, но только не с ним». Чтобы как-то «заглушить» свои переживания Брайан постоянно рисует: на переменах, во время общих игр, на уроках. Понятно, что так он пытается справиться с чувством своей ненужности окружающим. Но однажды в школу приходит новенький, кореец по имени Джастин, и все меняется. Новый ученик в классе – это всегда стрессовая ситуация, причем не только для самого «пришельца», но и для уже устоявшегося детского коллектива. Одноклассники Брайана находятся в раздумьях, «действительно ли Джастин настолько крут, чтобы стать их другом». А Джастина, конечно же, волнует, сумеет ли он «вписаться» в класс.
Очередная длинная перемена, и все первоклашки садятся завтракать. Каждый достает свою коробочку с едой, заботливо положенную в рюкзак мамой. Джастин сегодня принес в школу национальное корейское блюдо «пулькоги». Уже одно название блюда вызывает у ребят смех. Да и ест Джастин палочками!.. Брайан же, как всегда никем не замечаемый, раздумывает про себя: «Что же лучше: когда над тобой смеются или когда не замечают?» По сути дела, это ключевая фраза всей истории. Смех легко превращается в более изощренное «развлечение» – словесное насилие, а «незамечание» перерастает в бойкот, полную изоляцию. Первоклашке ещё очень сложно понять бессмысленность выбора между ними, ибо и то и другое одинаково трагично для семилетнего ребенка.
Брайан чувствует, что Джастин находится примерно в той же ситуации, что он сам. Другое дело, что, возможно, такое положение Джастина временное и, пройдя «проверку» класса, он окажется на противоположной стороне баррикад. И это Брайан тоже понимает. Он решает написать Джастину записку. (Для детей, которым трудно построить отношения в группе, часто намного легче обратиться к товарищу с помощью текста.)
«Мне показалось, что пулькоги выглядят очень аппетитными». В этой записке «невидимого» мальчика, несмотря на ее краткость, скрывается много интересной информации. В первую очередь – желание Брайана как-то выделиться, показать себя «хорошим». Конечно, обратить на себя внимание можно было бы и совсем иным путем, куда более простым и куда более низким: посмеяться над Джастином вместе с остальными детьми, попасть в «стаю», стать таким образом «своим». Почему-то Брайан не выбирает этот вариант. А еще в записке «невидимого» мальчика можно увидеть скрытый призыв о помощи: «Я помогу тебе, а ты помоги мне».
Как бы там ни было, и какой бы цели ни хотел добиться Брайан, у него это получилось. На следующий день случается первое маленькое чудо: Джастин подходит к рисующему мелком на асфальте Брайану и благодарит за письмо, хвалит его рисунок. А затем, уже на уроке, происходит второе чудо: Брайан наконец-то перестает быть невидимым. Случилось это так: учительница предложила детям разделиться на группы по два или три человека для выполнения творческого проекта. Брайана, как всегда, никто не приглашал – в отличие от Джастина, которого сразу пригласил мальчик Эмилио. Когда Брайан слышит от Эмилио, что «Джастин уже занят», он очень хочет провалиться сквозь землю.
«Джастин уже занят» – открытое непринятие, прямое исключение из общения. Услышав такое заявление, даже самому психологически крепкому ребенку трудно сориентироваться с ответной реакцией. Хорошо, что вмешивается Джастин и напоминает Эмилио, что в группе может быть и трое. Так неожиданно Брайан начинает «выходить из сумрака». Вместе с Эмилио и Джастином он теперь участвует в школьном проекте: дети вместе рисуют и придумывают историю на предложенную учительницей тему. А на следующий день Брайана уже зовут на большой перемене вместе завтракать и угощают печеньем. Теперь всё (почти!) зависит только от самого «невидимого» мальчика.
Взрослый, не желающий участвовать в жизни детей, дает возможность разрастись травле до устрашающих размеров, вплоть до фатальных развязок. Примерно такая ситуация разыгрывается и в «Невидимом мальчике». В этой истории учительница никак не реагирует на «невидимость» Брайана, не пытается помочь ему и вывести его общение с классом на иной уровень. Брайан вынужден действовать в одиночку. Так, как подсказывает ему его крошечный жизненный опыт. Хорошо, что в класс пришел неравнодушный мальчик, который нашел смелость ему помочь, и ситуация не обострилась. Если дети не увлечены каким-то общим занятием, интересным делом, общими правилами и классными законами, то поиск развлечений может пойти по опасному руслу.
Именно мама и папа закладывают в детей нормы поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Эти семейные ценности малыши очень быстро переносят в мир общения с одноклассниками и учителями. На примере поведения Джастина мы хорошо видим, как это происходит. Заложенное в семье желание помочь более слабому, умение не идти за толпой дали ему возможность не только найти нового друга, но и помочь ему выйти из ситуации изоляции.
Издательство «Попурри» приняло весьма интересное решение включить в русскоязычное издание «Невидимого мальчика» комментарии известного детского психолога Людмилы Петрановской. Она предложила прекрасные вопросы, которые можно обсудить вместе с детьми после чтения этой книги и в семье, и в школе, и в детском саду. Такие истории, как «Невидимый мальчик», помогают научить детей взращивать в себе и беречь цивилизованность, принятие других людей и сострадание.
Юлия Бебехер