Кто он-лайн

Сейчас 562 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Кто он-лайн

We have 713 guests and no members online

Погода

Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

Как автотехника помогала первым лицам управлять страной

Книга "Автомобили первых лиц" только-только вышла из типографии. И сразу же стала раритетом.

По-иному и быть не могло: авто, на которых ездили император, генеральные секретари и президенты, одинаково интересны и специалисту, и обывателю. А тираж - всего три тысячи экземпляров.

"При подготовке книги были проведены натурные съемки в Московском Кремле, на Ближней даче И.В. Сталина и ВДНХ, - написал в предисловии директор ФСО Дмитрий Кочнев. - Сохранившиеся до наших дней машины вновь оказались в тех исторических декорациях, для которых они создавались".

Полистаем эту книгу вместе.

Tsar, просто Tsar

В 1906 году в Царском Селе появился первый персональный автомобиль марки "Делоне-Бельвиль" с кузовом трипль-фаэтон. Его приобрели во Франции для Николая II и его семьи.

В 1908 году французы изготовили для нашего императора модель SMT - один из самых совершенных и комфортабельных автомобилей своего времени. Аббревиатура расшифровывалась как Sa Majeste le Tsar ("Его Величество Царь").

К началу 1917 года в Императорском гараже находилось 56 автомобилей, из них девять - императорских. Всего в штате гаража числились 30 шоферов.

Приобретя совершенный и удобный "Делоне-Бельвиль" в качестве официального экипажа первого лица, российский император Николай II стал, пожалуй, самым продвинутым монархом. Многие его "коллеги" тогда еще передвигались на лошадях.

Решающую роль в выборе первого императорского автомобиля отводят князю Орлову, страстному популяризатору автомобилизма в России.

Князь познакомил Николая II также и с "Мерседесом". Обе марки у Орлова были в собственности. Судьбу первого лимузина России удалось проследить только до 1913 года, когда он был продан из гаража. Кто купил, как использовал - неизвестно.

"Мери" для Ильича

Первый автомобиль главы советского государства пришел из Императорского гаража.

История появления при дворе Николая II автомобиля "Тюрка-Мери" (Turcat-Mery) довольно загадочна. Для Петербурга и Москвы эта французская марка являлась экзотикой. В 1917 году в столице числились восемь экземпляров "Тюрка-Мери". В гараже Его Императорского Величества такой автомобиль был всего один. И этот "Тюрка-Мери" никогда не возил самого Николая II - для него он был слишком скромным. Использовался для поездок дворцовым комендантом. Водителем определили 28-летнего Степана Гиля.

После Февральской революции машину вместе с водителем передали в распоряжение Временного правительства, на ней ездил управляющий военным министерством Борис Савинков.

После Октябрьской революции на нее пересел Ленин.

В профсоюзе работников гаража, куда вызвали Гиля уже на следующий день после смены власти, ему было предложено "выбрать машину получше и отправляться утром к Смольному. Работать шофером у товарища Ленина".

Гиль предпочел не искать "получше", а выехал на закрепленном за ним "Тюрка-Мери". Ленин в первые годы своей власти не обращал особенного внимания на класс обслуживавшего его автомобиля.

В послереволюционном Петрограде было неспокойно. Однажды Гиль, доставив вождя к центральному подъезду, отправился попить чаю. Через некоторое время... автомобиль исчез. Ленин пригрозил Гилю отстранением от работы. Водитель с чекистами три дня прочесывали город и обнаружили его на окраине Петрограда. Угонщики рассчитывали сбыть "Тюрка-Мери" в Финляндию.

Более серьезный инцидент произошел после переезда правительства в Москву. 24 декабря 1918 года банда Якова Кузнецова остановила автомобиль, за рулем которого сидел Степан Гиль, а в салоне - Ленин с сестрой Марией Ульяновой и сотрудником ВЧК. Под угрозой расправы банда высадила пассажиров и угнала машину.

Той же ночью "Тюрка-Мери" был найден у Крымского моста. Но после этого инцидента Ленин "Тюрка-Мери" практически не пользовался, передав его сестре - М.И. Ульяновой. Сам пересел на "Роллс-Ройс".

Любопытно

"Роллс-Ройсы" нравились и Сталину. В середине 1930-х годов в ГОНе было немало самых современных автомобилей из США, но вождь по-прежнему предпочитал старенькие английские "Роллс-Ройсы". За январь - март 1934 года из 59 поездок Сталина 55 пришлись на "Роллс-Ройс" (остальные 4 - на "Паккард" и "Линкольн"). Но так продолжалось лишь до приобретения "Паккард"-"броневиков", безопасность которых Сталин ценил.

Броня из Америки

21 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) опросом членов постановило "предложить т. Розенгольцу выдать т. Ягода лицензию на покупку в Америке 6 закрытых легковых машин".

Какие мифы о Николае II развеял журнал "Родина"

Подбором машин для ГОНа отныне стали заниматься органы госбезопасности, а не торговый представитель или начальник гаража, как раньше. Заказанные Генрихом Ягодой машины пришли в середине 1936 года. Это были мощные 12-цилиндровые "Паккарды" с кузовами типа седан-лимузин - лучшее предложение на рынке представительских моделей. Для Сталина и его окружения был заказан серийный вариант седана-лимузина, правда, с полным набором дополнительного оснащения. В него входили форсированный до 180 сил двигатель, радио, система отопления, клыки на бамперах, боковые чехлы для запасок, багажная решетка в корме и отделка шоферского отделения кожей взамен тканевой обивки. Кстати, Сталин не слишком интересовался вопросами мировой автомобильной моды и вплоть до 1950 года пользовался бронированными "Паккардами" выпуска 1937 года. В 50-х ему наконец подготовили отечественный "броневик" ЗИС115.

Ноу-хау

У "Паккардов" была не афишируемая опция: в стандартном исполнении седан-лимузин "Твелв" был трехрядным и семиместным. Но в Советский Союз поступили автомобили, вмещавшие только шесть пассажиров. Одно место на заднем диване принесли в жертву - ради безопасности пассажиров. Салон по периметру обшили броневыми листами сечением 6,3 мм. Стальные плиты также защищали потолок и пол салона. Были установлены многослойные стеклоблоки толщиной 76 мм, способные выдержать винтовочную пулю, выпущенную с 75 м. Но эта мощная броня крепилась... на деревянный каркас кузова.

Большая открытость

Существует стереотип: лимузины с открытым кузовом в СССР были разработаны при Хрущеве и для него. На самом деле - при Сталине. Уже на стадии разработки представительского автомобиля ЗИС110 предусматривалось создание на его базе модели с открытым кузовом. В начале 1947 года был разработан первый полноприводный представительский автомобиль ЗИС110П.

Новый лидер СССР Никита Сергеевич Хрущев заново открывал страну миру. ЗИЛ111 с кузовами "седан", "лимузин" и "фаэтон" пошел в мелкосерийное производство в конце 1958 года.

Хрущев как главный заказчик забраковал этот вариант, потребовав более современной альтернативы. Появившуюся в 1959 году кондиционированную версию обозначили отдельным индексом - 111А. Она потяжелела по сравнению с базовой моделью на 150 кг.

16 мая 1960 года в Париже Хрущев использовал новейший отечественный кабриолет ЗИЛ111В. Шикарный и не по-европейски громадный открытый ЗИЛ с красным штандартом на крыле въехал в Елисейский дворец. Верх у машины был сложен, на откидном кресле среднего ряда, улыбаясь, сидел советский руководитель.

Звездный час для ЗИЛ111В наступил 14 апреля 1961 года. В открытой машине триумфально проследовал из Внуково в Кремль первый космонавт Юрий Гагарин.

Брежнев против пижонства

ЗИЛ-114: образ строгого, лишенного обильного наружного декора лимузина неразрывно связывают с эпохой Брежнева, хотя проектирование этой машины началось еще во время правления Хрущева. Ставший классическим, со стопроцентной узнаваемостью дизайн был принят в конце 1963 года. На базе ЗИЛ114 создали семейство унифицированных пассажирских автомобилей на единой агрегатной базе: седан ЗИЛ117 и микроавтобус ЗИЛ118 "Юность". Первый предсерийный образец ЗИЛ114 собрали в мае 1966 года. Его показали в Кремле осенью того же года. Осматривавшие машину Л.И. Брежнев и М.А. Суслов посоветовали заменить четыре прямоугольные фары на привычные круглые. Аналогичную судьбу разделила и обтянутая винилом по последней американской моде крыша опытного образца. "Пижонство", - коротко охарактеризовал предложение Брежнев.

До 1978 года построили 120 лимузинов модели ЗИЛ114.

Встречаем "Аурус"

В середине 2012 года появились первые презентации НАМИ по данному проекту. Первоначально были идеи сделать что-нибудь необычное. На первых эскизах лимузин имел футуристическую форму и архитектуру кузова хетчбэк. В дальнейшем дизайнеры вернулись к более классическому седану. Для новой концепции необходимо было подобрать какую-то эмоциональную, историческую основу. Пришлось обратиться к самым ярким событиям отечественной истории, связанным с автомобилями. Изучая архивные фотографии, дизайнеры часто наталкивались на автомобиль ЗИС-110. Этот облик и стал основой нового стиля автомобилей "Кортеж", позже переименованного в "Аурус".

В открытых интернет-сообществах также был объявлен конкурс. Его результат - более 70 концепций. Много пришлось отсеять из-за невыполнимого футуризма или, наоборот, из-за чрезмерно старомодного облика. В результате около 30 вариантов были представлены в министерство промышленности и торговли. Отобранные концепции, оформленные в виде большого альбома, легли на стол президенту РФ. Победитель - вариант центра стиля НАМИ, автор - Алексей Чвокин.

22 января 2014 года полноразмерный ходовой макет лимузина был представлен президенту и получил положительную оценку. В 2015 году появились первые макеты "Прототипа А".

В 2016 году изготовлен новый вариант: "Прототип Б". Именно он стал основой стилистического решения автомобилей проекта ЕМП. На рубеже 2017-2018 годов первые автомобили проекта были переданы в подконтрольную эксплуатацию ГОН (Гаража особого назначения ФСО РФ). Требования к автомобилям первых лиц в ГОН заметно отличаются от стандартных в сторону более высокой степени надежности, безопасности и комфорта. Испытания прошли успешно. Сотрудники гаража отмечали легкость в управлении, динамичный разгон, торможение и уверенное поведение машины на дороге.

В августе "Аурус" были представлены широкой общественности на Московском международном автосалоне.

От первого лица

Легендарный водитель Ленина Степан Гиль - личность известная. Умер в возрасте 78 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Но из императорского гаража в гараж, обслуживающий советских вождей, с Гилем перешли еще несколько десятков шоферов.

Как сложилась их судьба?

С этим вопросом я обратился к официальному представителю ФСО доктору исторических наук Сергею Девятову.

Сергей Девятов: Хорошо сложилась. Например, личный водитель Сталина Павел Удалов, как и Степан Гиль, тоже был выходцем из гаража императора. Удалов совершал знаменитые дальние поездки: Тегеран, Ялта, Потсдам. Возил Сталина до самой его смерти в 1953 году. Дело в том, что эти водители были квалифицированными специалистами, обучались в первой шоферской школе, которую создали при императорском гараже. Такими кадрами не разбрасывались.

В книге есть эпизод: Брежнев и Суслов осматривают новый ЗИЛ. Дают указания: заменить фары. Часто ли вожди вмешивались в дизайн? Сталин, по-моему, не особо следил за веяниями автомоды?

Сергей Девятов: Сталин автомобильной модой не был увлечен. Но разработка нового авто утверждалась лично Сталиным. То есть он утверждал и внешний вид автомобиля.

А в постбрежневскую эпоху первые лица в эскизы вмешивались?

Сергей Девятов: На уровне эскизов - нет. Появился, например, ЗИЛ 41052 - он из семейства бронированных лимузинов. Это вершина развития зиловских машин. В том числе - и в плане стилистики. Возможности технической модернизации этой машины были исчерпаны. Поэтому в середине 1990-х и произошел переход к иностранным маркам.

Бронекапсула - мы эту идею подсмотрели или это наше ноу-хау?

Сергей Девятов: Существовала и раньше. Для своего времени достаточно эффективное решение. Но в связи с угрозой террора бронирование в первую очередь развивалось на Западе. А у нас до 1980-х годов с точки зрения угрозы террора все было достаточно спокойно.

Вы сидели за рулем "Ауруса"?

Сергей Девятов: Сидел.

В движении?

Сергей Девятов: Нет, на стоянке. Ощущения очень хорошие. Место водителя предельно эргономично. Ситуативно понятная система управления. Мне, как человеку с достаточно большим стажем вождения, все очень понравилось.

Источник