Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Отдел краеведения ЦГБ им. Горького представляет вашему вниманию библиографиче-ский обзор новых книг изданных Оренбургским отделением Союза писателей России в рамках проекта "Провинция в провинции", серий  "Автограф" и "Новые имена".

 Салдаев, С. А. Укуси меня за рифму [Текст]: пародии: [16+] / С. А. Салдаев. – Оренбург: Оренб. неделя, 2012. – 104 с.

Сергей Александрович Салдаев родился в Оренбурге. Историческое образование полу-чил в Оренбургском педагогическом институте, музейное – в Санкт-Петербургском ин-ституте культуры, занимался текстологией, старославянским языком. Стихотворные паро-дии на оренбургских, московских, тольяттинских, пермских поэтов публиковались в оренбургской прессе, в литературном альманахе "Башня". В 2006 году выпустил книгу пародий "Здорово, братцы тараканы", в 2008 – "Разговорчики". Член Союза российских писателей, заместитель председателя Оренбургского отделения СРП.
О пародии, как жанре, С. Салдаев написал: «Пародию нельзя воспринимать как смешок, или тем более, издевку. Главное ее достоинство – это короткий критический разбор лите-ратурного произведения. Ее структура отличается многопластовостью. И она обязана быть смешной! И вообще, я бы ее поставил в отдельный ряд, потому что пародия, сделан-ная смешно и грамотно, сама по себе есть литературное произведение.»

На одной из встреч со студентами факультета журналистики ОГУ Сергей Александрович "укусил за рифму" поэтов, знакомых студентам не понаслышке, например, выпускников ОГУ. – Ерунду пишите, но не публикуйте, – предупредил студентов поэт. – А если будете издаваться, помните, что я еще живой!

А еще пародист сочинил детскую книгу стихотворений «Дом, где музы пребывают» (2012).

 Сафронова, С. В. Дотянуться до звезды [Текст]: стихотворения: [12+] / С. В. Сафронова. – Оренбург: Оренб. неделя, 2013. – 60 с.

Светлана Васильевна Сафронова родилась 13 октября 1969 г.в Карасае. Выпускница Факультета естествознания и экономики ОГПУ (1993). С 2004 г. замредактора газеты "Степные зори" в Акбулаке.
Стихи писать начала еще учась в школе. Основная тема стихотворений – любовь к людям, к Родине, к природе родного края.

Стихи мои живут во мне,
Но просятся на волю –
На белоснежной целине
Засеянным стать полем.
Смирнова, О. В. Тишина до неба [Текст]: стихотворения: [12+] / О. Смирнова. - Оренбург: ОГУ, 2002. - 112 с.
 В сложной и тонкой ткани стихотворений, представленных во втором сборнике Ольги Смирновой, вечные темы Родины, любви, разлуки переплетаются с неповторимым поэтическим миром автора.

Смирнова, О. В. Лебеди неправды [Текст]: стихи: [12+] / О. В. Смирнова. – Оренбург: Оренб. неделя, 2012. – 60 с.
___ «Лебеди неправды» – третья книга стихотворений глубокого, талантливого оренбург-ского поэта, члена Союза российских писателей Ольги Смирновой. Ее стихи печатались в журналах «Наш современник», «Урал», «Москва», в альманахе «Башня».

Смирнова Ольга Владимировна (9.02.1974, г. Углич Ярославской области) - поэт, про-заик. Окончила Оренбургский Государственный Педагогический Институт. Работала в Печатном доме "Димур", газете "Оренбургская неделя", корректором в журналах "Вестник ОГУ". Первая литературная публикация – стихи, опубликованные в "Оренбургской неделе" в 1999 году. Автор двух стихотворных сборников. Печаталась в журналах "Москва" (2002, № 10), "Урал" (2002, № 10), альманах "Башня" (2002, 2003, 2004). Дипло-мант Шолоховской премии "Они сражаются за Родину" (2005). Член Союза российских писателей с 2002 года. Живет в Оренбурге. Рецензию на творчество Смирновой писал В. Моисеев.
Струздюмов, Н. Т. Тяжелый переезд [Текст]: рассказы, статьи, рецензии: [12+]. Т. 2 / Н. Т. Струздюмов. – Оренбург: Оренб. неделя, 2012. – 236 с.

Первый том избранных произведений Николая Струздюмова («Оренбургский платок. Оренбургские казаки») вышел в 2007 году. Во второй том автор включил рассказы и статьи, публиковавшиеся в «толстых» советских и российских журналах, альманахах.
Николай Трофимович Струздюмов (псевдоним: Кондуров; 08.08.1935, с.Кондуровка Саракташского р-на Оренб. обл.) – прозаик. Окончил факультет журналистики МГУ. Член Союза писателей СССР с декабря 1983 года, а с октября 1991-го – член Союза рос-сийских писателей. Книги его повестей и рассказов выходили в московских издательствах, в Южно-Уральском книжном издательстве. Публиковался в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Урал», в альманахе «Башня».

Произведения Струдзюмова переведены и изданы в Польше, Германии, США. Автор повести и очерков о народном промысле области – пуховязании: «Оренбургские платошницы», «Дело в руках», «Оренбургский платок – пуховязальные места и их обитатели». В журнале «Урал» (1993, № 1) опубликовал художественно-документальное исследование «Раздор» – о трагедии оренбургского казачества в годы гражданской войны. Живет в Оренбурге.
Тарасенко, Е. Н. Всегда [Текст]: стихи: [12+] / Е. Н. Тарасова. – Оренбург: Агенство "Пресса", 2011. – 80 с. – (Автограф № 10).

Елена Николаевна Тарасенко родилась 9 августа 1971 года в Оренбурге. Окончила школу № 34 с золотой медалью; шестикратная победительница областных олимпиад по русскому языку и литературе. В 1994 году с красным дипломом завершила образование на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического института (теперь – университета) и вернулась в родную школу, где до 2000 года работала учителем русского языка, литературы и мировой художественной культуры.

В 2002 году стала кандидатом педагогических наук. Доцент кафедры теории и истории культуры ОГПУ. Публиковалась в научных сборниках. Автор книг «Преподавание мировой художественной культуры в общеобразовательной школе» (2004), «Искусство театра и учебная деятельность» (2008).
В 1996 году была удостоена Гран-при поэтического конкурса «Яицкий мост» под председательством Риммы Казаковой. Выпустила сборник стихов «Интонация» (2003), публиковалась в альманахе «Башня». Член Союза российских писателей. Руководит студенческим театральным кружком и литературным объединением Оренбургского отде-ления СРП.
Ушаков, С. А. Под знаком рыбы [Текст]: стихи: [12+] / С. А. Ушаков. – Оренбург: Оренб. неделя, 2012. – 100 с.

Сергей Александрович Ушаков родился 14 сентября 1964 года в Оренбурге. В 1983 году окончил Оренбургское художественное училище. Художник, дизайнер, индивиду-альный предприниматель. Участник художественных выставок. С мая 2008 года пуб-ликуется на сайте Стихи.ру под ником Йегрес Вокашу, а также на сайтах Графоманов. нет, Поэзия.ру. Неоднократный победитель поэтических конкурсов. Член Ассоциации поэтов Урала. В 2012 году победил в областном литературном конкурсе «Оренбургский край – XXI век» (номинация «Автограф») и получил право издать свою книгу стихов «До и после тишины». В том же году вышел его сборник стихотворений «Под знаком рыбы».
В сборник «Под знаком рыбы» вошли стихи, написанные в период с мая 2009-го по июнь 2012 года – автобиографичные и не очень, о прошлом и настоящем. Но все они в некотором смысле автопортрет автора
Хомутов, С. Алфавит [Текст]: сто стихотворений и одна поэма из букв Кирилла и Мефо-дия, 1979-2004: [12+] / С. Хомутов. - Оренбург: Агентство "Пресса", 2010. - 121 с.
Хомутов, С. Нарастающий итог [Текст]: стихотворения: [12+] / С. Хомутов. – Оренбург: Оренб. неделя, 2012. – 128 с.


Сборник Сергея Хомутова вышел в конце 2012 года в Издательском доме «Оренбург-ская неделя». Издание, выдержанное в серо-черных тонах выглядит просто и даже строго. Если мы будем искать такую книжку в магазине, можем и не заметить ее среди пестрых томов, словно призывающих «купи меня!». Название «Нарастающий итог» не случайно. На первых же страницах книги находим своего рода посвящение автора читателям. Именно здесь он объясняет: «Стоит подвести хотя бы промежуточные итоги». То есть это не собрание сочинений автора, а, так скажем, избранные стихотворения, которые он ре-шил включить в сборник. Кроме того, поэт рассказывает о том, какой творческий путь был им пройден, прежде чем вышла в свет эта книга.

«Нарастающим итогом» представлено семь (символическое число!) книг автора: «Второе зрение», «Светлые песни», «Арьергард», «Зимняя радуга», «Amo-amare», «Артефакт» и «Алфавит». Причем стихи из этих самых книг выбраны не автором, а по его просьбе друзьями-писателями Вячеславом Моисеевым, Виталием Молчановым, Сергеем Салдаевым и супругой поэта Натальей Хомутовой. И если, как утверждает автор, к своей предпоследней книге - «Алфавиту» - он «подошел предельно формально», просто расположив стихи в алфавитном порядке, то метод отбора стихотворений для «Нарастающего итога» оказался совершенно НЕформальным.

Теперь о самих стихотворениях. …постараюсь предельно кратко изложить, что же автор приготовил для своих читателей. Самое первое стихотворение с первых строк переносит нас в осенний парк. Удивительный и прекрасный, он словно бы затягивает читателя, зазывает его заглянуть в этот «симметричный рай, оставленный и оттого прекрасный». Поэт рисует место, в котором реальность уступает место фантазии. Здесь можно встретить диковинные вещи, о которых ты раньше и не подозревал. В книге есть и еще стихотворе-ния, посвященные осени, или же своим настроением напоминающие о ней.

Некоторые из стихов, например, «Нарисуй», носят философский характер. В этом произ-ведении используется такой литературный прием, как анафора. Каждое четверостишие, начинается словом «Если…»:

«Если смог ты суровый итог подвести
И сдуваешь с листов серый пепел и иней,
Это значит, что новые будут пути –
Нарисуй это синим».

Важно и то, что сюжет каждого стихотворения неповторим. Но все-таки есть у автора некоторые стихи, как бы взаимодополняющие друг друга. К примеру, стихотворения «Ворону» и «Ворону – 2».

Что касается стилистики всего сборника, то здесь можно найти как нежные лирические мотивы, так и ритмичные, пульсирующие строки. Динамичность и описательность в «Нарастающем итоге» сосуществуют друг с другом весьма гармонично. И можно с уве-ренность заявить, что некий невидимый баланс автором выдержан. На протяжении всего чтения меня не покидала мысль о неявном сходстве стихов Сергея Хомутова с лирикой Анны Ахматовой. Есть, есть здесь какие-то ноты, незримые детали, которые отсылают читателя к лирической манере Анны Андреевны. На мой, конечно, взгляд.

В стихах всегда очень сложно разобраться. Особенно если это хорошие, сильные стихи. Иногда приходится перечитывать по нескольку раз, вдумываться буквально, в каждое слово, переживать чувства лирического героя. Сергею Хомутову удалось создать сборник, заслуживающий пристального внимания. Все потому, что стихотворения, собранные под обложкой его новой книги, обладают собственными энергией, ценностью и смыслом. Они станут дорогой находкой для того, кто любит поэзию», – написал о творчестве С. Хомутова Владимир Перевалов.