Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




/ Орская газета. – 2024. – 5 июня (№ 22). – С. 20.

Тоннель

Яна Вагнер — прозаик, автор антиутопий-бестселлеров «Вонгозеро» и «Живые люди», детектива «Кто не спрятался». Ее книги переведены на 17 языков. «Тоннель» (18+) — новый роман, на этот раз — герметичный триллер.

Воскресенье, вечер, жара, июль, в пробке в тоннеле на въезде в Москву внезапно перекрывается движение. Люди оказываются замурованы под землей, без связи с внешним миром. Вагнер хотела показать срез современного общества в экстремальных обстоятельствах. Поэтому она закрыла в тоннеле случайных людей разных профессий, семейного положения, возраста и места в обществе. Люди в закрытых пространствах всегда интересны.

«Люди устроены просто, и если дать им объяснение, любое, они его примут. Хаоса не хочет никто, это неестественное состояние, всем нужен план. Придумайте им план».

Яна Вагнер рассказывает историю через небольшие, но очень близкие друг к другу отрезки времени и регулярно меняет центральных персонажей, позволяет посмотреть на всё с разных позиций.

Автору удалось собрать огромное количество действующих лиц и наделить их голосами, помочь читателю многократно взглянуть на одно и то же разными глазами.

В тоннеле заперты представители самых разных страт. Есть всесильный чиновник на «Майбахе», есть гастарбайтер на «Газели», есть герои из среднего класса в «Тойоте», пролетарий на УАЗе, полицейские на полицейской машине. Яна Вагнер намеренно не дает своим героям имен — почти всех обитателей тоннеля мы знаем под прозвищами: Кабриолет, Стоматолог, мама-Пежо, УАЗ-патриот, Визит-профессор, Фольксваген, Чиновница, Газелист. Запертым людям не хватает ресурсов — воды, еды, информации, пространства. И эта общность проблем максимально проявляет человеческую индивидуальность.

Авария ломает все существующие иерархии. Чиновник оказывается не всесилен, последние становятся первыми, мир выворачивается наизнанку.

Антиутопия ставит перед читателем вопрос: а какое место он займет, когда устоявшаяся схема бытия полетит в тартарары, не выдержав испытания шоком?

 

Татьяна Коченкова,
заведующая методико-библиографическим отделом
ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска»