Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Педагогика

«Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
 душа не то поет, что море,
и ропщет мыслящий тростник?»

Ф. Тютчев.

Хороший учитель учеников себе не выбирает. Также и рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами.
Но конфликт – это еще и процесс принятия решений и сила, формирующая порядок.

В данном путеводителе будут рассмотрены различные подходы к проблеме конфликта в психологической, юридической теории, структура, типы, причины, возможные пути разрешения конфликтов.

I. Психологическая консультация: Сущность и структура конфликта

 В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» совершенно оправдан. Вследствие этого данный раздел путеводителя предназначен для того, чтобы раскрыть Интернет-ресурсы с целью определения понятия и структурных составляющих конфликтных ситуаций.

 1. Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
 
Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации [Электронный ресурс] // Пси-шпаргалка. – Режим доступа: http://www.psylist.net/pedagogika/1.htm
 2. Конфликты учеников и учителей

Конфликты учеников и учителей... В их основе лежит «человеческий фактор»: дети не могут быть всегда послушными, а их наставники - терпеливыми.

Полезные статьи [Электронный ресурс] // Информационный портал "Восток-Онлайн". – Режим доступа: http://www.vostok-online.ru/articles.php?showArtDetails=1&artId=17
 3. Борисова Л.Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество?

Рубрика «Социальный портфель педагога»
Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами. На данной страничке вы сможете найти следующую информацию:
О понятии "конфликт"
Педагогический конфликт - "плюсы" и "минусы"
Причины конфликтных отношений в школе
Успеваемость - причина или следствие конфликтных отношений?

Борисова, Л.Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество? [Электронный ресурс] / Л.Г.Борисова // ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ   – Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/1805
 4. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.
В данном документе рассмотрены такие темы:
1. Понятие конфликта.
2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
3. Особенности педагогических конфликтов.
4. Причины конфликтов.
5. Стиль поведения в конфликтной ситуации.
6. Психологический анализ конфликтов.

Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Электронный ресурс] // МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ "АГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2". – Режим доступа: http://mif106.narod.ru/
 5. «Синтон».

«Синтон» — крупнейший в России центр психологических и личностных тренингов, которые помогают людям становиться успешнее и гармоничнее. Тренинговый центр «Синтон» работает уже 25 лет, за эти годы нами разработано более 50 авторских психологических тренингов и семинаров по самым разным темам, важным для личностного роста. Ежегодно наши тренинги проходят более 3000 участников.
В рубриках «Воспитание подростка», «Воспитание личности» предлагается вашему вниманию некоторые советы Януша Корчака — личности уникальной, одаренной, своеобразной на темы: «Наказание без наказания», «Как стать больным и нищим?»
А также здесь Вы  можете найти статью Д. Шевчука «Конфликты: избегать или форсировать»

Шевчук, Д. Конфликты: избегать или форсировать [Электронный ресурс] / Д.Шевчук // Синтон». - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/3520.html?current_book_page=14
 6. Конфликты в педагогической деятельности учителя и их разрешение (в рамках личностно- ориентированного подхода к обучению).

Материал для РМО биологов.
Общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов, и каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна.
Конфликт – это процесс принятия решений и сила, формирующая порядок. В данном исследовании рассмотрены различные подходы к проблеме конфликта в социологической теории, структура, типы и причины конфликтов.

Конфликты в педагогической деятельности учителя и их разрешение [Электронный ресурс] // Педсовет. – Режим доступа: http://dremljugaj.ucoz.ru/publ/konflikty_v_pedagogicheskoj_dejatelnosti_uchitelja_i_ikh_razreshenie/1-1-0-3
 7. Конфликтология.

Конфликты на различных уровнях социальной системы.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
•    ученик — ученик;
•    ученик — учитель;
•    учитель — учитель.

Конфликтология [Электронный ресурс] // Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2000-2011. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/31.aspx

8. Конфликты с учителями.

В статье анализируются причины возникновения конфликтных ситуаций в учебной среде, а также даются советы по их устранению.

Конфликты с учителями [Электронный ресурс] // Библиотека RIN.RU. – Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc/i/32963p.html

 9. Педагогические технологии.
 
Педагогическая технология - совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.
Особое место в педагогическом общении занимает конфликт. На сайте для учителей и родителей опубликована статья на тему конфликт в учебной среде.

Технология воспитания и личность учителя [Электронный ресурс] // elenasadigova © 2011. – Режим доступа:http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/tekhnologija_vospitanija_i_lichnost_uchitelja/51-1-0-247
 10. Отношения с учителями.

На сайте рассмотрены следующие вопросы:
- Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?
- Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Отношения с учителями [Электронный ресурс] // Copyright MyCorp © 2011. – Режим доступа: http://syperdetki.ucoz.ru/news/otnoshenija_s_uchiteljami/2009-11-06-175

II. Психологическая помощь: Диагностика и профилактика конфликтов.

Мало найдется проблем между учителями, учениками и их родителями, которые можно было бы решить в один миг.

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают в цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. Данный раздел путеводителя «подскажет» Вам, как в конкретной ситуации следует выявить источник конфликта и как заняться разработкой политики по его разрешению.

 1. В июне 2009 года на данном сайте работает новая рубрика «Школа для родителей».

Эту страничку ведет Безруких Марьяна Михайловна — академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 г.), заведующий лабораторией развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ. На сайте можно найти статьи на темы: «Ребенок в ситуации конфликта между родителем и учителем», «Трудные ситуации в общении с детьми. Как преодолевать конфликты».

Безруких, М.М. Ребенок в ситуации конфликта между родителем и учителем [Электронный ресурс] / М.М. Безруких // Образовательный центр ОАО «Газпром»– Режим доступа: http://www.gazpromschool.ru/teachers/psixolog/konflikt.html
 2. Детская психология.

На страничке данного сайта в рубрике: «Детская и семейная психология» Вы сможете найти информацию по теме: «Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить»
Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать – каждый родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала стоит поискать компромисс?

Куценко, Е. Детская психология [Электронный ресурс] / Е.Куценко. – Режим доступа: http://dp.17ya.ru/?p=3282
 3. Конфликт с учителем.

На сайте опубликована статья «Конфликт с учителем», которая разделена  на разделы:
Из-за чего сыр-бор?
Мальчики лидируют
Стратегия и тактика
Профилактические меры
Мария Баулина

Конфликт с учителем [Электронный ресурс] // Здоровье школьника»1999-2011, Mail.Ru. – Режим доступа: http://deti.mail.ru/roditeljam/7-12_let/razvitie_i_obuchenie/konflikt_s_uchitelem/
 4. Особенности конфликтов между учителями и учениками.

В данной статье рассмотрены такие вопросы, как конфликты деятельности, конфликты поступков, конфликты отношений, рекомендации учителю по профилактике  конфликтов.

Особенности конфликтов между учителями и учениками [Электронный ресурс] // Школа №1. Город Серпухов Copyright © 2010. – Режим доступа: http://www.serpschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=18
 5. Ресурс МОУ СОШ № 12 с. Дивноморское.

На сайте опубликована статья «Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить»

Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить [Электронный ресурс]// Copyright МОУ СОШ №12 с. Дивноморское © 2011. – Режим доступа:
http://12.gelschool.ru/index/konflikty_roditelej_i_uchitelej_pochemu_oni_voznikajut_i_kak_ikh_uladit/0-92
 6. Классный час по теме "Конфликт".
 
На сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Классное руководство» напечатана статья, в которой представлен сценарий классного часа по теме «Конфликт».
Основные цели урока:
•    рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;
•    научить участников конфликта успешно решать его;
•    помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

Классный час по теме "Конфликт" [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/569868/
 7. Конфликты в школе: кто виноват?

На сайте «Леди мама» опубликована статья «Конфликты в школе: кто виноват?»

Марченко, О. Свежие записи [Электронный ресурс] / О.Марченко // Дизайн от Themefuse & bamboo, 2009. – Режим доступа: http://ladymama.ru/forum6/topic1396.html
 8. Проблема конфликтности в подростковом возрасте.

Данная проблема неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе. В одной из недавних публикаций журнала «Вопросы психологии» уже приводились материалы о конфликтных взаимоотношениях подростков со сверстниками. На сайте представлена работа И.М.Вереникиной «Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке», в которой автор останавливается на анализе возникающих на уроке конфликтов подростков с учителем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ [Электронный ресурс]// Вопросы психологии. – 1985. – июнь. – 25. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/863/863071.htm
  9. "Социосфера".
 
На сайте опубликована статья С. А. Слепцовой «Условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником».
В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее (М. М. Рыбакова, И. А. Зимняя, С. М. Илюсизова). «Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности» (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов). Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конструктивного разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» совершенно оправдан. И данное исследование, направленное на изучение формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик», является одной из составляющих продуктивного (конструктивного) разрешения этой проблемы.

Слепцова, С.А. Условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником [Электронный ресурс] / С.А.Слепцова // Социосфера. - 2010. -№ 4. – Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/zhurnal_quot_sociosfera_quot_2010_god/sociosfera_4/uslovija_konstruktivnogo_razreshenija_konfliktov_mezhdu_uchitelem_i_uchenikom/12-1-0-255
  10. «Личностный рост и саморазвитие».

Сайт «Личностный рост и саморазвитие» призван помочь вам стать счастливым человеком, используя инструменты личностного роста.
Цель сайта – предоставить полезную информацию о том, как:
Преодолеть страхи и фобии.
Снять стресс и избавиться от депрессии.
Изучить практическую психологию
Избавиться от курения
Заниматься спортом и фитнесом
Применять знания из народной медицины,
А также выйти из конфликтной ситуации и конфликта
И много другой полезной и нужной информации для вашего здоровья и личностного роста.

Личностный рост и саморазвитие [Электронный ресурс] // Copyright © 2010 . – Режим доступа: http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/vichod-iz-konfliktnoy-situatsii-i-konflikta.html
  11. Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей.

В данный момент основная задача проекта состоит в том, чтобы создать пространство, где родители получили бы возможность общаться с педагогами и психологами. Это необходимо всем нам, а в первую очередь Нашим Детям!
На сайте представлены статьи, игры, тесты игры, вопросы-ответы, в том числе и игровые методы разрешения конфликтов.

Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей [Электронный ресурс] // Pan Russian Group. – Режим доступа: http://www.eti-deti.ru/autotrening/172.html
  12. Конфликт "ученик – учитель". Действия классного руководителя в конфликтной ситуации.

"Менеджер образования" - это портал сообщества специалистов сферы образования. Мы создали портал для тех, кто является профессионалом в управлении школой или детским садом, интересуется современными тенденциями сферы образование и активно работает в этой области.
Миссия сайта: помочь руководителям образовательных учреждений, менеджерам образования, в поиске информационных ресурсов, необходимых при принятии эффективных управленческих решений. Поэтому здесь Вы сможете найти информацию на следующие вопросы:
•    Причины возникновения школьных конфликтов
•    Алгоритм действий учителя
•    Сказкотерапия в конфликтной ситуации
•    Профилактика образования конфликтов
•    Советы родителям

Гайдучик, И.Ю. Конфликт "ученик – учитель". Действия классного руководителя в конфликтной ситуации [Электронный ресурс]  / И.Ю.Гайдучик // Справочник классного руководителя. – 2009. -  № 7. – Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9812&catalogid=27
  13. «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения».

На сайте опубликован доклад, подготовленный к  семинару "Конфликт между учителем и учащимся: формула решения"

Конфликт между учителем и учащимся: формула решения [Электронный ресурс]  // МОУ УСОШ №2 им. Сергея Ступакова. – Режим доступа: http://schola2c.ucoz.ru/publ/shkolnyj_psikholog/socialnyj_pedagog/konflikt_mezhdu_uchitelem_i_uchashhimsja_formula_reshenija/37-1-0-144
 

14. На сайте «АТМОСФЕРА» предлагаются «Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель – ученик».

Рассмотрены:
1. Проблемные ситуации и конфликты в системе «учитель – ученик».
2. Структура педагогического конфликта.
3. Динамика протекания педагогического конфликта.
4. Управление педагогическими конфликтами и их прогнозирование.
5. Способы гуманного разрешения педагогических конфликтов. 

Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель – ученик» [Электронный ресурс]  // Anatoly Tryapelnikov. – Режим доступа: http://www.author-edu.ru/dr_info/?q=node/49


III. Юридическое содействие: Рекомендации по разрешению конфликтов.

Этот раздел путеводителя поможет Вам найти ответы на следующие вопросы: какими правами обладают ученик и его родители; какими правами обладает учитель; как оцениваются знания ученика в школе; кто устанавливает критерии оценки знаний ученика; куда пожаловаться на учителя, на директора школы; как защитить ребенка от произвола учителя? И много другой полезной информации.

 1. Конфликт с учителем в школе. Куда пожаловаться?
 
Знаете ли Вы, что у 70% населения есть множество вопросов в области права, не связанных с критическими жизненными ситуациями? Однако люди не готовы обращаться к адвокатам за юридической консультацией, так как не знают куда идти; не знают, сколько стоят услуги; не могут решиться на звонок.

ЮрЭкспресс - инновационное юридическое агентство специализирующееся на дистанционных юридических консультациях.

Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. Именно детям! За юридической помощью в школьных конфликтах обращаются родители, которые считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут отсадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, отношение учителя сказывается на оценках и в дневнике появляются двойки. Понимая, что у ребенка назревают неприятности в школе, родители задаются вопросом: «А можно ли ставить такие оценки ученикам младших классов? Каковы критерии оценки знаний?» Что делать родителю в таком случае? Каковы должны быть его действия?

Эта статья поможет Вам найти ответы на следующие вопросы:
•    какими правами обладают ученик и его родители;
•    какими правами обладает учитель;
•    как оцениваются знания ученика в школе;
•    кто устанавливает критерии оценки знаний ученика;
•    куда пожаловаться на учителя, на директора школы;
•    как защитить ребенка от произвола учителя;
•    какие оценки имеет право ставить учитель в начальной школе (1, 2, 3  и  4 классы);
•    можно ли ставить двойки за знания и/или за поведение?

Юридическое агентство "ЮрЭкспресс" [Электронный ресурс]  // Суперинформ.  – Режим доступа: http://education.superinform.ru/articles/2
 2. Школьная скамья подсудимых.

Это раньше все шероховатости и острые углы взаимоотношений учителя и ребенка должны были сглаживать родители. Теперь в России новая тенденция: педагоги и ученики выясняют отношения в суде. Судьи вынуждены признать, что школьные конфликты — одни из самых жестоких, а главное, бессмысленных. В рубрике  сайта «Общество и жизнь» можно найти информацию на темы: «Школьная скамья подсудимых», «Верните учителю уважение!», «Война» учеников и педагогов распространена и на Западе», «Беды ребенка — от учителя».

Школьная скамья подсудимых [Электронный ресурс]  // Mail.Ru. – Режим доступа: http://news.mail.ru/society/1694173/
 3. Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников.

Социальная сеть JustSay.ru – это сайт знакомств, сервис общения и обмена новостями. Здесь можно познакомиться с пользователями, принимая во внимание их уровень ума, культуры, чувства юмора и, конечно же, симпатичности. Вы можете публиковать свои комментарии или обсуждать уже существующие новости. А можно принять участие в дуэлях и блеснуть уровнем своей эрудиции в виртуальной схватке с противником!
Здесь же Вы сможете найти статью «Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников»

Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников [Электронный ресурс] // JustSay – Режим доступа: http://www.justsay.ru/vse-chashhe-sud-reshaet-konflikty-uchitelejj-i-uchenikov-3177

Каждый учитель должен осознавать своё призвание - призвание воспитывать детей, передавать им свои знания.

Главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать?  Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире?

Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность.

Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник.

Данный путеводитель позволит учителю лучше ориентироваться в современном информационном пространстве Интернета и поможет повысить свою профессиональную компетенцию.
Предложенный электронный путеводитель представляет собой коллекцию  аннотированных ссылок на авторитетные информационные ресурсы.

Интернет для учителей

• Основной сервер Министерства Образования РФ. Федеральное агентство по образованию. Официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.ed.gov.ru
Сайт содержит следующие разделы: Нормотворческая деятельность, Текущая деятельность, Актуальные материалы, Письма Федерального агентства по образованию, Общие новости, Официальные реквизиты

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://school-collection.edu.ru/
Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.    

• Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://school.iot.ru/
Содержание сайта: Нормативные и методические документы, Организация интернет-обучения, Подготовка специалистов и повышение квалификации в области интернет-обучения, Учебно-методические комплекты (УМК)

   • Pedsovet.su. Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой  [Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://www.pedsovet.su/
Pedsovet.su представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь как начинающим педагогам, так и опытным учителям. В основе сайта лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Идея сайта: "Учитель, помоги учителю!" Каждый зарегистрированный пользователь может  разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Каждый пользователь вправе предложить свою собственную идею развития этого сайта.

• ИПКиППРО ОГПУ Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Оренбургский государственный педагогический университет [Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://bank.orenipk.ru/
Банк педагогической информации. Полезная педагогическая информации по разным предметам.

• Сеть творческих учителей [Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://it-n.ru/
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На этом портале вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.

• Педсовет.org  [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://pedsovet.org/
Педсовет.org — живое пространство образования, существующее на виртуальных просторах Интернета уже 10 лет. Целевая аудитория сайта – работники образования, ученики, родители и все неравнодушные к проблемам современного образования в России и мире. На Педсовет.org вы сможете найти самые свежие новости, узнать о предстоящих событиях в мире образования, ознакомиться с интересующими вас материалами в медиатеке и обсудить на форуме волнующие вас проблемы образования. Ежедневно Педсовет.org посещают около 8000 человек, каждый день к сообществу присоединяются десятки людей.

• Центр дистанционного образования "Эйдос" [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.eidos.ru/
Информационно-справочный сайт Центра дистанционного образования "Эйдос". Здесь представлены дистанционные курсы для педагогов, методистов, администраторов, школьников. Проводятся мастер-классы для педагогов. Специальный раздел посвящен семейному образованию. На сайте публикуются материалы конференции, конкурсов и семинаров. Представлены коллекции лучших творческих работ школьников, международные дистанционные олимпиады и информация для родителей и детей по вопросам организации домашнего образования.

• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.openclass.ru/pages/195
Актуальная информация для учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей)

• Учитель и ученик. Информационно-методический сайт [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.debryansk.ru/~lpsch/
Конспекты уроков, тематической планирование, методические пособия и компьютерные программы для учителей; разработки классных часов, бесед с учащимися на разные темы, сценарии школьных вечеров и музыкальные фонограммы для них; документы для директоров и завучей; ответы на билеты и материал для составления рефератов для
учеников.

• Учительский портал [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.uchportal.ru/load/24
Конспекты,  презентации, разработки для учителей

• Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://festival.1september.ru/
Разделы сайта: Преподавание математики, Преподавание физики, Преподавание астрономии, Преподавание химии, Преподавание биологии, Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»,  Преподавание географии, Преподавание географии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение», Преподавание истории, Преподавание русского языка, Преподавание литературы, Преподавание иностранных языков, Преподавание английского языка с использованием УМК «„Английский в фокусе“ – на урок с учебником XXI века» издательства  «Просвещение»,  Преподавание информатики, Преподавание ОБЖ,  Преподавание технологии, Преподавание музыки, Преподавание в начальной школе, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба,  Социальная педагогика, Преподавание экономики, Преподавание экологии, Преподавание МХК и ИЗО Логопедия.

• Большая научная библиотека [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.sci-lib.com/
Большая Научная Библиотека (БНБ) является интернет-библиотекой, в которой каждый желающий может скачать бесплатно для ознакомления любую имеющуюся научную литературу – почти 1000 электронных книг в формате DJVU, а также заказать и свободно скачать практически любую научную статью из более чем 6000 электронных журналов крупнейших академических издательств таких как Elsevier, Kluwer, Oxford University Press, Cambridge University Press, Blackwell Publishers и многих других.
• Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс].- Режим  доступа:http://www.iqlib.ru/
Информационный проект нового поколения IQlib – это электронная библиотека образовательных, научных, просветительских и иных изданий, которые можно охарактеризовать как «интеллектуальную литературу», предоставляемую в открытом доступе. Ресурс IQlib ориентирован на обширную пользовательскую аудиторию. Это школьники и студенты, преподаватели учебных заведений, сотрудники научных учреждений, технические специалисты и просто те, кто хочет расширить свой кругозор и углубить знания. Электронная библиотека IQlib может использоваться в процессе учебной и профессиональной подготовки кадров, для индивидуального развития, для организации публичных лекционных курсов и т.д.

• Педагогическая библиотека [Электронный ресурс].- Режим  доступа:
http://www.pedlib.ru/
Библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Книги доступны для чтения on-line. Имеется алфавитный и систематический каталог. 

• Российская научная сеть [Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://nature.web.ru
Информационная система, нацеленная на облегчение доступа к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии. Среди разделов сайта – педагогика, психология, социология, история, география, химия, литературоведение, искусствоведение, философия и др. Научно-образовательная информационная система «Научная Сеть» познакомит студентов с материалами лекций лучших преподавателей страны, а учащимся старших классов поможет узнать о своей будущей специальности.

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://eor.edu.ru
ФЦИОР обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ. ФЦИОР реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования РФ и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.
Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающего хранение 6 типов ЭОР:
1. Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС)
2. Электронные учебные модули Виртуальных Коллективных Сред (ВКС)
3. ЭОР на локальных носителях
4. Текстографические сетевые ЭОР
5. ЭОР на базе flash-технологий
6. ЭОР на базе java-технологий

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ:

Учителю географии

• Информационно-справочный портал «Страны мира» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://www.countries.ru/
Содержание сайта: Справочник туриста, Языки стран мира, Общие гео-ресурсы, Отзывы туристов.

• Мир путешествий и приключений. Планета Земля [Электронный ресурс].- Режим  доступа:  http://adventure.hut.ru/general/
Содержание сайта: Информация о планете, Природные зоны, Интересные факты, Погода, Рекорды климата.

• Электронная версия газеты «География» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://geo.1september.ru/
Сайт "Я иду на урок географии" создан на основе материалов газеты "География" Издательского дома «Первое сентября»

Учителю физики

• Физика.ru [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.fizika.ru/
Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей  

• Анимация физических процессов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://physics.nad.ru/physics.htm
Содержание: Физика в анимациях (Физические опыты)

• Физика [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://fiz.1september.ru/
Спецвыпуски, конкурсы, документы, задачи и тесты, материалы к уроку, методические страницы, образовательные ресурсы, портфолио, учебные занятия, эксперименты.

Учителю математики

• Математика [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://mat.1september.ru/
Официальные документы, методическая консультация, экзамены, математическая школа  др.

Учителю истории

• История древнего мира  [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://ancientrome.ru/
Содержание сайта: Античная литература, Античное искусство, Публикации, Государство, Армия и военное дело, Римское право, Культура и быт, PAX ROMANA, Религия и мифология, Античные монеты, Римская генеалогия, Новости археологии, Справочная литература, Карты,Ссылки и т.п.

• TeachLab Software  [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://teachlab.narod.ru/download.htm
Сборник тестов "История России. XIX век"

• Портал «Отечественная история» [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://www.lants.tellur.ru/history/
Содержание сайта: Книги, Учебные пособия, Фрагменты из книг, Лекции. БИБЛИОТЕКА ССЫЛОК

• «Как наши деды воевали». [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://grandwar.kulichki.net
Рассказы о военных конфликтах Российской империи

• Электронная версия газеты «История» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://his.1september.ru/
Сайт "Я иду на урок истории" создан на основе материалов газеты "История" Издательского дома «Первое сентября»

Учителю русского языка

• Справочно-информационный портал Грамота.ру [Электронный ресурс].- Режим доступа:    http://www.gramota.ru/
Содержание сайта: Словари , Библиотека, Справка, Класс, Лента, Игра

• Словесник (альманах для преподавателей русского языка) [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm
Этот альманах посвящен  всем тем, кто преподает русский язык.
Здесь вы познакомитесь с учеными-методистами России, чьи имена, быть может, известны лишь специалистам - преподавателям русского языка, учителям-словесникам. Но именно эти ученые являются авторами школьных и вузовских учебников, именно благодаря им родной язык по-прежнему остается важнейшим учебным предметом в школе.
Альманах знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка. Учителя найдут здесь ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.

• Опорный орфографический компакт [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.yamal.org/ook/
Содержание: Опорно орфографический компакт по русскому языку и как им пользоваться, Расшифровка микроблоков опорного орфографического компакта, Примеры на приведенные орфограммы, Микроблоки.

• Электронная версия газеты «Русский язык» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://rus.1september.ru/
Сайт для учителей "Я иду на урок русского языка" создан на основе материалов газеты "Русский язык" Издательского дома «Первое сентября»

Учителю химии

• Chemnet [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.chemnet.ru/
Chemnet - портал фундаментального химического образования России. Химическая информационная сеть

• Алхимик. Alhimik.ru  [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.alhimik.ru/
АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. Он даст вам полезный совет, ответит на вопрос, удивит экспонатами химической Кунсткамеры, сообщит свежие химические новости.

• Органическая химия. Электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

• Электронная версия газеты «Химия» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://him.1september.ru/
Сайт "Я иду на урок химии" создан на основе материалов газеты "Химия" Издательского дома «Первое сентября»

Учителю информатики

• Интернет-версия учебного пособия "Информатика, 10-11 кл.» [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://book.kbsu.ru/
Книга представляет базовый курс основ информатики. Среди множества учебных пособий аналогичного профиля книга выделяется полнотой и глубиной изложения материала; ясным, доступным, лаконичным языком.
Одно из главных достоинств пособия — его энциклопедичность. Полнота изложения отдельных тем, таких как "Арифметические основы компьютера", "Логические основы компьютера" и отчасти других, вполне достаточна для изучения предмета по углубленной программе. Теоретический курс — первый раздел пособия — подробно иллюстрирован специально подобранными оригинальными примерами, задачами и упражнениями, выполненными с помощью различных методических и технологических приемов.
Другое достоинство пособия — наличие в приложениях примерных экзаменационных вопросов и практических заданий. Материал книги дополнен словарем основных понятий и терминов, предметным указателем, списком литературы, а также ответами и решениями к упражнениям. В книге большое число иллюстраций, схем, таблиц.
Второй раздел пособия посвящен изучению основных видов алгоритмических конструкций и их реализации средствами школьного алгоритмического языка, языка блок-схем, Turbo Pascal и Quick Basic.

• Информатика [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://inf.1september.ru/
Страницы повышения квалификации, уроки, олимпиады, Дидактические материалы, Внеклассная работа, Официальные документы, На стенд в кабинете информатики, Экзамены и тесты

Учителю иностранного языка

• Study.ru  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.study.ru/
Английский язык: Ресурсы Интернета. Обучение иностранным языкам, Уроки онлайн, Репетиторы, Грамматика, Тесты, Английские топики, Разговорники.

• language Link [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.english.language.ru/
Английский язык on-line. Онлайн-тесты, демо-варианты, полезные советы, типичные ошибки, личный опыт

• English  for Everybody [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://english-language.chat.ru/
Английский для всех: топики, страны, словари, обучение, диалоги.

• Газета «English» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://eng.1september.ru/
Газета для тех, кто преподает и изучает английский язык.

• Газета «Deutsch» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://deu.1september.ru/
Газета для тех, кто преподает и изучает немецкий язык.

• Газета «La Langue francaise» [Электронный ресурс].- Режим  доступа: http://fra.1september.ru/
Газета для тех, кто преподает и изучает французский  язык.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

• УГ.Учительская газета [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=5704
Сайт учительской газеты. Архив номеров «УГ» с 1995 года: самое богатое электронное издание. Подписка на «Учительскую газету» и ее приложения. «Учительская газета» - текущий номер.

• Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Журнал «Начальная школа» - старейший ежемесячный научно-методический журнал России  (создан в 1933 г.)  Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.

 • Педагогическая периодика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://periodika.websib.ru/
Электронный тематический каталог «Педагогическая Периодика», содержащий точные ссылки на наиболее интересные статьи, опубликованные в периодической печати за последние десять лет и посвященные педагогическим проблемам. Правильно сформулировать запрос, сориентироваться в многочисленных педагогических тематиках Вам поможет Рубрикатор, являющийся развитием стандартной ББК, содержит более 270 наименований педагогических тематик. Используя каталог «Педагогическая Периодика», вы сможете: получить список точных ссылок на газеты и журналы, в которых опубликованы статьи по интересующей вас теме, рубрике; познакомиться с информацией о новых статьях в педагогических журналах и приложениях к ним. получить полнотекстовые версии статей, находящихся в каталоге. Такая информационная помощь незаменима при подготовке управленцев, педагогов, воспитателей к урокам, конференциям, семинарам; для организации и проведения творческих мастерских, внеклассных мероприятий и т.п.

• Педагогика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://paidagogos.com/
На сайте размещены статьи по педагогике, включая некоторые персоналии, дидактику, методику, содержание обучения и контроль знаний, компьютеризацию образования.

• Первое сентября [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://1september.ru/
Содержание сайта: Газета «Первое сентября», Газета «Английский язык», Газета «Библиотека в школе», Газета «Биология», Газета «География», Газета «Дошкольное образование», Газета «Здоровье детей», Газета «Информатика» Газета «Искусство», Газета «История», Газета «Классное руководство и воспитание школьников», Газета «Литература», Газета «Математика», Газета «Начальная школа», Газета «Немецкий язык», Газета «Русский язык», Газета «Спорт в школе», Газета «Управление школой», Газета «Физика», Газета «Французский язык», Газета «Химия», Газета «Школьный психолог»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• Сollege.ru  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.college.ru/
Интерактивные учебные материалы для дополнительного обучения школьников
Это профессиональный сервис подготовки к ЕГЭ онлайн. Его разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Теперь подготовиться к ЕГЭ 2011 можете и вы.

• College.ru – образовательный интернет-проект для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.college.ru/about/
 (Сollege.ru предлагает школьникам индивидуальную программу подготовки к ЕГЭ, построенную в зависимости от уровня подготовки, а также множество полезных учебных материалов по различным школьным дисциплинам - экспресс-тестирование, самые необходимые учебные материалы и много полезной информации о сдаче ЕГЭ).


• Телешкола [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.teleschool.ru
Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования Российской Федерации. Представляет собой дистанционное образование на базе Интернет- технологий, выдаётся государственный аттестат об общем среднем (полном) образовании. Телешкола - это самостоятельный контроль знаний, качественная подготовка к сдаче единого государственного экзамена и поступлению в вуз


• Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.edu.ru
Базовые информационные ресурсы для общего образования, Федеральный перечень учебников для общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты, Предметные области профессионального образования, Поиск по рубрикаторам,  Уровень образования, Каталог образовательных интернет-ресурсов, Законодательство (образование, наука, культура, физическая культура); Нормативные документы системы образования; Государственные образовательные стандарты; Глоссарий (образование, педагогика); Учреждения; техникумы, вузы; Картографический сервис (образовательная статистика, учебные карты); Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база); Мероприятия (конференции, семинары, выставки); Конкурсы; Образовательные CD/DVD.


• Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.disser.h10.ru/
Электронная «Библиотека диссертаций» предназначена для тех, кто занимается серьезными научными исследованиями – студентов, соискателей, аспирантов, а также всех кто интересуется состоянием науки на современном этапе развития общества. Библиотека содержит электронные копии авторефератов, диссертаций, статей, книг, монографий по различным отраслям знаний, в том числе по педагогике, психологии, истории, философии, культурологии и др.


• Сайт Бориса Михайловича Бим-Бада [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/
Сайт Б. М. Бим-Бада, основателя Университета Российской академии образования. На сайте доступен форум и библиотека, где собраны статьи, переводы, работы по психологии, философии, педагогике, дискуссионные материалы и многое другое.


• Педагогика искусства [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/index.htm
Электронный научный журнал Института художественного образования РАО. Сетевое периодическое научное издание, не имеющее печатного эквивалента. Публикуются научные материалы по теории и истории художественной педагогики, по проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозированию эстетического воспитания и развития детей в области литературы, театра, экранных искусств, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, методике преподавания предметов образовательной области «искусство». Архив номеров с 2006 года.