Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




После откровенно слабенького и почти провального романа «Инферно» многие решили, что Дэн Браун находится в глубоком кризисе или просто исписался. Но спустя четыре года тишины писатель выдал на-гора новую книгу, которая, конечно, не сможет повторить успех «Кода да Винчи», но написана со знанием материала и вполне динамично. Другое дело, что сам материал достаточно сырой, и читателям ждать ответа на свои сокровенные вопросы не приходится. А так хотелось, так теплилась надежда. Но не все подвластно фантазии даже очень популярного беллетриста. Нельзя исключить, что критики могли бы и вовсе не заметить эту книгу, не будь у автора предыдущих, но они есть, а значит, мы тоже забросим все дела, чтобы потом разочарованно заявить: ну ждали-то мы гораздо большего! Хотя это и так, и не совсем.

Из положительного и ожидаемого: профессор Роберт Лэнгдон в очередной раз спасает мир. И снова вступает в борьбу с официальной католической церковью. Ну, или, если сказать мягче, не всегда находит у нее понимание. В этот раз события книги связаны не только с историей и религией, но и с искусственным интеллектом и высокими технологиями. То есть всем тем, чем мы пользуемся или будем пользоваться ежедневно в ближайшем будущем.

Главное разочарование книги: ответ на главный вопрос расплывчат и не дает четкого понимания. Но это и естественно, просто жаль, надежда все-таки была и теплилась до последней страницы, пока не начались авторские благодарности на четырех страницах. Браун разве что разносчиков пиццы и таксистов не поблагодарил поименно.
        
И как бонус – великолепное описание Испании. Здесь и удивительный Мадрид, и восхитительная Барселона, полная тайн и загадок.
        
На этот раз профессор Гарвардского университета приезжает в музей Гугенхайма по приглашению своего бывшего студента, а ныне гениального футуролога и ученого Эдмонда Кирша. Миллиардер и компьютерный гуру, он известен своими сенсационными предсказаниями. Его очередное открытие должно ответить на вопрос о происхождении человечества и одним махом покончить со всеми мировыми религиями. Но сделать громкое заявление Кирш не успел. Сорокалетний миллиардер, блестящий ученый и изобретатель, проводит в испанском Бильбао, в музее современного искусства, презентацию, на которой собирается сообщить человечеству нечто, что ответит на два ключевых вопроса человечества: «Откуда мы?» и «Куда идем?» Но в самый разгар церемонии, еще до того, как Кирш добрался до сути, его убивают на глазах у всех, а убийце удается скрыться.
        
За расследование его убийства Лэнгдон берется вместе с очаровательным директором музея современного искусства Мадрида, а к тому же невестой наследного принца Испании Амбре Видаль. Их путь лежит в Барселону, где Эдмонд Кирш спрятал ключ от своего исследования. То есть перед нами классический брауновский сюжет – погоня с препятствиями за неизвестным артефактом, с помощью которого можно открыть некую страшную тайну, скрываемую от всего человечества. Ну а по дороге ему встречается множество злодеев, трупов, научных и искусствоведческих отступлений, фанатики-сектанты и многое другое, а еще страдания невесты и страдания принца. Все, как мы любим.
         
Однажды Дэн Браун нашел проверенный и отточенный им до мелочей рецепт того, как создавать бестселлеры, и в каждой своей книге не отступает от него ни на шаг. Все очень просто: в основе сюжета, как затравка, лежит какая-то страшная тайна, а также есть главный герой-интеллектуал, его красавица-помощница и противостоящий им харизматичный мерзавец, которого нам показывают не сразу, подставляя фэйковых персонажей. И теперь уже мы прекрасно понимаем, что новая книга будет построена так же, но все равно читаем ее и в очередной раз убеждаемся, что это хорошо выписанный бестселлер, где все запрограммировано и продумано на потребу публике и выкачиванию денег. Собственно об этом Браун и пишет, предрекая миру новый виток техногенной революции, когда машины за нас уже и думать начнут.
           
Ну и в конце интересные цифры: 144 доллара за слово в детективе «Происхождение» в 2017 году получил Дэн Браун. Книга появилась в продаже только в начале октября, но уже принесла автору 20 миллионов долларов. И это только начало. Впрочем, есть и еще одно наблюдение, которое заставляет иначе смотреть на роман и будущие книги Брауна. А он ведь вряд ли остановится. Роман, который привел нас в мир современного искусства и мир Гауди, а также все это довольно убедительно объединил с научно-техническим прогрессом, уже и сам не может существовать без технической поддержки. Фактически Браун сдался и признал, что его книги надо читать со смартфоном или планшетом в руках, задавая вопросы Гуглу, Сири и еще кому-нибудь из проводников в мир технологий, чтобы спрашивать, как выглядит то или иное место, где автор спрятал очередную подсказку и как она выглядит в реальности, куда вставить новую деталь приключенческого пазла.
         
При этом сами перемещения героев по миру в этот раз незначительны. Все происходит за счет технологий. Может, в этом и кроется ответ на вопрос: куда мы идем? Но вот откуда, Браун не знает, как бы ни надувал многозначительно щеки.
         
Но при этом Дэн Браун – это этакий американский Виктор Пелевин, книги которого купят и прочитают в любом случае. И он это прекрасно понимает, оставаясь заложником собственной фантазии и книжного шоу, которое не закончится никогда.

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/proishozhdenie-2/