В литературе существует огромное множество тем, каждая из которых несет отдельный культурный и исторический оттенок, имеет своего читателя. Писатель может скакать между этими темами, стилями и жанрами, жонглируя сюжетными линиями и эпохами, а может выбрать одну, зато самую важную, тему и всю жизнь пытаться раскрыть ее с новой, еще неизведанной стороны.
Одним из таких приверженцев узких тем является известная англоязычная писательница Энн Тайлер. Всю свою жизнь она провела в небольших американских городах, день ото дня изучая предмет своего интереса прямо из окна собственной гостиной. Романы Тайлер посвящены самому главному, что есть у людей. Тому, что в большей или меньшей степени интересно любому человеку – семейным отношениям. Героями ее книг становятся супруги, отцы и дети, братья и сестры. Писательница роман за романом разворачивает перед своими читателями мир обычных людей, их отношений и проблем – того, что окружает каждого из нас каждый день.
Апофеозом семейного романа Энн Тайлер вот уже не первое десятилетие считается произведение «Уроки дыхания», опубликованное в 1988 году. Именно за него, а не за две другие книги, которые также были номинированы, годом позднее писательница получила Пулитцеровскую премию. Всего же на данный момент семидесятипятилетняя Тайлер написала двадцать один роман.
Одним из таких приверженцев узких тем является известная англоязычная писательница Энн Тайлер. Всю свою жизнь она провела в небольших американских городах, день ото дня изучая предмет своего интереса прямо из окна собственной гостиной. Романы Тайлер посвящены самому главному, что есть у людей. Тому, что в большей или меньшей степени интересно любому человеку – семейным отношениям. Героями ее книг становятся супруги, отцы и дети, братья и сестры. Писательница роман за романом разворачивает перед своими читателями мир обычных людей, их отношений и проблем – того, что окружает каждого из нас каждый день.
Апофеозом семейного романа Энн Тайлер вот уже не первое десятилетие считается произведение «Уроки дыхания», опубликованное в 1988 году. Именно за него, а не за две другие книги, которые также были номинированы, годом позднее писательница получила Пулитцеровскую премию. Всего же на данный момент семидесятипятилетняя Тайлер написала двадцать один роман.
Действие в «Уроках дыхания» разворачивается вокруг семейной пары, прожившей вместе двадцать восемь лет. В книге описывается всего лишь один день из жизни Мэгги и Айры, которые направляются на похороны близкого друга, но узнают, что бывшая жена их сына вновь собирается замуж, и это в корне меняет их планы.
Такая, казалось бы, незатейливая история, да еще и разворачивающаяся в столь непродолжительном временном контексте, не может привлечь внимание читателя. Однако на авансцену выходит неповторимое умение Энн Тайлер раскручивать скучные и неинтересные семейные отношения провинциальной американской пары до уровня хорошего детектива, который держит в напряжении от начала и до конца.
Еще одним неповторимым умением писательницы считается ее работа со словом. «Стиль без стиля» – именно так характеризуют особенность языка писательницы американские литературные критики, но в этом и заключается ее особенность. Язык, которым написана книга, обволакивает и сглаживает углы. Писательница пишет понятно и ненавязчиво о вещах, близких каждому. При этом в словах Тайлер чувствуется одновременно как личный опыт, так и опыт наблюдателя. Разбирая по крупицам детали личной жизни вымышленной пары, писательница сливает воедино эти два ощущения, создавая универсальный мир отношений двух людей. Момент за моментом раскручивая события одного дня, писательница через призму воспоминаний героев раскрывает прошлое персонажей. Вот так, не нарушая классического принципа единства времени и места действия, Тайлер легко выводит мотивы поступков всех участвующих в романе людей. При помощи языка писательница закрывает психологические слепые пятна, которые обычно остаются пустыми у неумелых авторов.
Даже в русском переводе в романе Энн Тайлер чувствуется американское происхождение автора. Как и у многих других американских классиков, причем речь идет обо всех жанрах и авторах, будь то Джек Керуак или Нил Гейман, описание местности и обычаев не спутать ни с чем. Поместив своих персонажей в автомобиль, Тайлер сразу же наполнила роман огромным количеством описаний происходящего за окном. В итоге, помимо глубокого анализа семейных отношений, роман получил еще одно яркое достоинство: «Уроки дыхания» – это, по сути, ода среднеамериканскому захолустью, со всеми его милыми прелестями и вопиющими недостатками. С присущей ей дотошностью писательница погружается в детальное описание каждой мелочи, что встречается персонажам по пути. Читая о том, как меняется вид за окном, невольно думаешь, что это и не художественная проза вовсе, а путевой дневник самой писательницы.
Для англоязычного мира Энн Тайлер – это классика семейной прозы XX века. Ее можно было бы сравнить с предшественницами – Джейн Остин или сестрами Бронте, – но то, что она пишет, никак нельзя назвать женскими романами. Ее книги повествуют о нашей жизни в том виде, в котором она есть. И пусть действия в них происходят тридцать лет назад, но вокруг меняются лишь декорации, а характеры персонажей вечны. Российскому читателю еще только предстоит открыть для себя пусть узкий, зато такой понятный и честный мир семидесятипятилетней писательницы. Совсем недавно она выпустила новый роман «Катушка синих ниток», который был хорошо встречен российским читателем. Хочется верить, что в ближайшее время все книги Тайлер займут положенное им место в ряду классики XX века на полках российских библиотек.
http://chitaem-vmeste.ru/reviews/uroki-dyhaniya/