Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Многие русские и зарубежные писатели затрагивали в своих произведениях экологическую тематику. Особенно пронзительные остросоциальные произведения появились во второй половине 20 века в связи с глобальным обострением экологических проблем.






В 1976 году появились сразу две знаковые книги писателей сибиряков: «Царь-рыба» Виктора Астафьева и «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. В них идет речь о том, как варварское отношение к природным ресурсам, нарушает заведенный в мире порядок и гармонию.
 С тех прошло 40 лет, но тема по-прежнему актуальна. Об этом свидетельствует успех книги современного автора Романа Сенчина – «Зона затопления», которая вышла в 2015 году. Читатели даже окрестили ее римейком распутинского произведения. Здесь то же место действия - Ангара, и та же тема - строительство гидроэлектростанции и судьбы людей, чьи дома попали в зону затопления... Только Распутин писал о Братской ГЭС, построенной в 60-е, а Сенчин пишет о Богучанской, достроенной пару лет назад.
 Но вернемся к концу ХХ века. В 1987 году в «Роман-газете» вышел роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Причем волк у Айтматова оказывается намного человечнее, чем сам человек.
 В 1986 году произошла самая крупная технологическая катастрофа XX века. Чернобыль без преувеличения стал экологической бедой для всего мира, многие писатели откликнулись на это событие. Через год в Германии вышла книга Гудрун Паузеванг «Облако». Переведенная на многие языки, она стала подлинной подростковой классикой, а в 2006-м была экранизирована: картину Грегора Шнитцлера признали лучшим фильмом для молодёжи на фестивале в Баварии. В России профессиональный перевод вышел только в 2016 году. Хотя формально это не книга про Чернобыль. Речь идет о вымышленной катастрофе в Германии, а повествование ведется от лица обычной 15-тилетней школьницы Яна-Берты. На месте героини мог быть кто угодно и когда угодно. Как действовать детям в этой страшной ситуации? Как вообще действовать любому человеку? История, рассказанная немецкой писательницей, — и правда, и вымысел одновременно. Но главное – это предупреждение. Ведь, рассуждая о пользе атомной энергетики, политики и промышленники умалчивают о рисках, с которыми она сопряжена. А между тем из всех европейских стран сегодня только Италия категорически отказалась от использования атомных электростанций.


В 1993 году Сергей Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» написал одно из последних своих произведений - «Экологический роман». Чернобыль в нем - символ вины человека перед природой. Роман проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

 Еще одно произведение, о котором нельзя умолчать в данном контексте – это «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Текст был впервые опубликован в 1997 году и с тех пор много раз был переиздан (издательством «Время»).. Алексиевич в последующие десять лет после трагедии побеседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии. В ее книге записана пронзительно-честная, документальная правда. Автор намеренно не делает выводов, никого не обвиняет. Просто предоставляет тщательно отобранные истории тех, кто потерял своих близких, свой родной дом, свою землю, а обдумывать всё это оставляет нам. Из отзыва читательницы: «Эта книга потрясла меня. Её надо читать всем. Всем без исключений... Чтобы никто больше не думал что Чернобыль - это игра "Сталкер".
 В XXI веке, когда целый ряд стран имеет ядерное оружие, проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад.
В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. В романе Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят у автора совсем рядом, как это и должно быть для каждого человека.
 С тех пор количество произведений, призывающих задуматься о грядущем, увеличивается в геометрической прогрессии. Остановимся лишь на нескольких из них.

В 2013 году вышла книга шведского писателя, лауреата премии Астрид Линдгрен Стефана Касты. Автор объединил в произведении "Зеленый круг" призыв о сохранении окружающей среды, историю о выживании и элементы мистики. Сюжет основан на изменении климата Земли. Ливни и наводнения сменяются страшной засухой, но человечество по-прежнему не хочет задуматься о будущем. Взрослые беспечно загорают на крышах домов и сутками пропадают в торговых центрах. Чтобы противостоять всеобщему равнодушию, четверо подростков из школы искусств организуют тайное общество "Зеленый круг". Но однажды в разгар стихии Юдит, Дина, Дэвид и Габриэль бесследно исчезают. Дальнейшие события реконструируются по дневниковым записям Юдит и обрывочным съёмкам видеокамеры. Финал книги открыт, но будто говорит: стоит пересмотреть своё поведение, осознать, что наша экология зависит от каждого, и всё ещё наладится...
 С темой изменения климата связан рассказ известного фантаста Сергея Луьяненко – «Поезд в теплый край». На Земле наступает вечная Зима, и эвакуироваться в Теплый край получится далеко не у всех. Повествование ведётся от лица мужчины, чьи дети опоздали на спасительный поезд. И на одной из станций он подбирает двух осиротевших мальчишек. Но окажется ли это для них спасением перед лицом грядущей катастрофы.
  Целый ряд произведений экологической направленности связаны с темой развития и использования биотехнологий. В антиутопиях Паоло Бачигалупи «Заводная» (премии "Хьюго" и "Небьюла" 2010) и Майкла Крайтона «Next» писатели реконструируют возможное будущее нашей планеты. Пока идут споры об этической и моральной стороне проблемы, достижения генной инженерии исподволь внедряются в нашу жизнь. И вот уже трансгенным продуктом, наряду с соей и картофелем, становится человек! Кажется, вот-вот отступят наследственные болезни, с которыми прежде не удавалось справиться. "До чуда рукой подать!" - уверены бесстрашные экспериментаторы. Но в результате мы видим наполовину опрокинутый в пучину анархии мир, сочетающий одновременно и нехватку продуктов питания и технологии реконструирования генома. Это то, что нас может ждать, если мы будем так же бездумно и расточительно относиться к природным ресурсам.

На эту же тему создала свое произведение ''Орикс и Коростель'' и, связанный с ним действующими лицами и сюжетной линией ''Год потопа'' Маргарет Этвуд. Дочь энтомолога, она всерьёз увлеклась проблемами экологии и загрязнением окружающей среды. Книги увлекательно рассказывают о том, как достижения генной инженерии поставили под угрозу природное многообразие планеты.

Радует, что тема осмысления окружающего мира волнует и современных молодых авторов. Эти писатели говорят с сегодняшней молодежью на одном языке, их произведения наполнены современными реалиями, которые близки подрастающему поколению. А, значит, возрастают их шансы быть прочитанными и прочувствованными.



Двухтомник "Тоби Лолнесс" стал мировым бестселлером. Завоевав около 20 престижных международных наград, этот остросюжетный роман в жанре экологического фэнтези принёс мировую славу молодому французскому писателю Тимоте де Фомбелю. Как совершить невозможное и сделать так, чтобы твой мир не перестал существовать – вот главная мысль этой экологической дилогии. Не спасение себя и близких важнее для Тоби, а спасение всего мира (Дерева), угрозу которому несет каждый его обитатель.




Вот совсем недавно появились книги молодого автора - Евгения Рудашевского. Путешественник, журналист, он стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» - 2013 за повесть «Здравствуй, брат мой Бзоу!», в которой описана история дружбы мальчика и дельфина. Далее последовал выход его книги «Куда уходит камуткан», где привлекается внимание к проблеме истребления неопытных детёнышей байкальской нерпы.
 И вот в 2017 году в издательстве КомпасГид вышла новая книга – «Ворон». 14-летний Дима отправляется на многодневную охоту с тремя взрослыми мужчинами, где надеется обучиться всем премудростям соболёвки. О таком можно рассказывать одноклассникам не день и не два. Дима рассчитывает с первым убитым зверем пройти своего рода инициацию — доказать, что он больше не ребёнок. С этой задачей Дима справится — но совсем не так, как предполагал поначалу. Ведь охота окажется вовсе не похожей на компьютерную игру-стрелялку. Эта книга не только показывает жизнь леса и его обитателей, но и процесс становления личности героя, его взросления, осознания и нахождения истинных ценностей.