Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Этот роман мог бы стать главным претендентом на «Большую книгу» 2017 года, но, похоже, Алексей Иванов решил отказаться от участия в премиальном процессе, что уже делал ранее, после того, как его роман «Ненастье» не получил ни одной номинации в минувшем году. Это не амбиции, автор с самого начала говорил, что не понимает, зачем ему выдвигаться на различные литературные премии.

Впрочем, получит новый роман Иванова премию или нет, абсолютно неважно, потому что читатели уже выиграли от его появления в магазинах. И это только начало, поскольку в конце года нас ждет вторая часть романа, а за ней восьмисерийная версия телесериала, полнометражный фильм и документальное нон-фикшн издание «Дебри».

Роман мозаичен и многослоен. Сотни персонажей, огромный охват территорий и событий, исторические факты, предположения, сибирский шаманизм, пленные шведы, борьба за выживание и строительство тобольского кремля. Это лишь общие штрихи исторического полотна петровской эпохи в Сибири, на которое замахнулся Алексей Иванов.

Все началось с того, что с просьбой сделать сценарий к телеэкранизации о Семене Ремезове – сибирском архитекторе и историке – к известному писателю обратился генеральный продюсер фильма «Тобол» Олег Урушев. Что касается экранизации книги «Тобол», то с начала декабря создатели ленты уже приступили к строительству масштабных исторических декораций.
«Тобол» – роман нового типа, совмещающий в себе три жанра: политический детектив в декорациях XVIII века, исторический роман и мистику. В романе много сюжетных линий, но в голове они помещаются легко и не путаются. Оторваться довольно трудно. Мы смотрим на мир не глазами Алексея Иванова (хотя и понимаем, что автор нас обманывает, и с нами все равно говорит он), мы видим мир то глазами православного героя, то шведского протестанта, то мусульманина из Бухары, то старообрядца или язычника-остяка.

Есть в романе и любовь, а не только историческая канва, но в меру, да и край этот хоть располагает к буйным страстям, но сурово, с жесткими последствиями. Ненависти и жестокости тоже хватает, если драка, так со смертями; воровство, так с плетьми; предательство, так с кинжалом и без пощады…

Обилие персонажей и действия понравится поклонникам современного кино и телесериалов типа «Игры престолов». По крайней мере, так роман позиционирует сам автор.
«И «Игра престолов», и «Тобол», это все-таки продукты постмодернистской эпохи. Постмодерн – это тексты из текстов. И суть такого произведения – органичное соединение совершенно противоположных вещей, которые до постмодернизма невозможно было совместить. В «Игре престолов» совмещаются, с одной стороны, фэнтези, с другой – исторический натурализм. Фэнтези – выдумка, историзм – правда. Фэнтези – высокий жанр, натурализм – низкий, исторический трэш. Но, тем не менее, в «Игре престолов» все соединилось очень гармонично. То же самое и в случае «Тобола», который напоминает «Игру…» своей структурой, а не тем, что там летают драконы и люди бегают с мечами. «Тобол» – это исторический роман, созданный в жанре магического реализма. А магический реализм – это не придумка автором каких-то чудес из своей головы, а понимание, что эти чудеса являются функцией культуры, народа и эпохи».

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/tobol-mnogo-zvanyh/