Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Молодежная субкультура — субкультура, характерная для молодежи. Это — любое объединение молодёжи, имеющей собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), традиции, тексты, нормы и ценности.

Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны: металлисты (металхэды, металлеры), панки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной»), готы (англ. Goths, от англ. gothic — грубый), эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный), скиннхеды (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова), гламур (англ. glamour, собственно «шарм», «очарование», «обаяние»), растаманы (от англ. rasta — растафарианство), яппи (англ. Yuppie молодой городской профессиональный человек), «Золотая молодёжь» (от фр. Jeunesse, чью жизнь и будущее устроили родители, а сами они стали её прожигателями) и др. Они основаны на идейных взглядах, убеждениях и даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.

Выставка «Современные субкультуры» состоит из трех разделов:

1. Молодежные субкультуры.
2. Стиляги.
3. Готы.


1. Молодежные субкультуры
 
В данном разделе представлен материал, в котором рассматриваются проблемы, существующие в молодёжной среде в социально-экономическом и духовно-нравственном аспектах, также представлена авторская типология российских молодежных субкультур.

Омельченко, Е. Молодое незнакомое: почему Росмолодежь заинтересовалась панками, байкерами, толкинистами и геймерами [Текст] / Е. Омельченко // Огонек. – 2015. – № 41. – С. 26 - 29.

Автор статьи, Елена Омельченко, оценила перспективы Федерального агентства понять что-то в молодежном сообществе. В XXI веке происходило массовое размывание национальных консенсусов, базовых ценностей, держащих на плаву "нормальные" социальные слои. Не только российское население страдает от аномии — потери ценностных ориентиров, это очень распространенная проблема. И молодежь, как наиболее чувствительная и прогрессивная часть общества, ответила на этот вызов тем, что стала искать новые ценностные векторы, которые помогают формировать низовые "солидарности", отличать "своих" от "чужих". Это различение "своего" теперь происходит не на уровне культурных символов, которые легко подделать, а на более глубоком уровне — согласия с тем или иным ценностным вектором.


 На виртуальной игле [Текст] : интервью с психологом В.А. Цыганковым // Не будь зависим - скажи "НЕТ!" наркотикам, алкоголю, табаку, игромании. – 2012. – № 1. – С. 42 – 44.

Автор статьи выделяет следующие признаки Интернет-зависимости:
- первый признак – проявление в отсутствии сетевой деятельности двух или более симптомов: психомоторного возбуждения, тревоги; навязчивых размышлений о том, что сейчас происходит в Интернете;
- второй признак: использование Интернета дольше и чаще, чем планировалось;
- третий признак: огромное количество времени начинает тратиться на деятельность, связанную с использованием Интернета (покупку книг, поиск новых браузеров);
- четвертый признак: значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых существенно сокращаются или прекращаются совсем из-за чрезмерного увлечения Интернетом;
- пятый признак: использование Интернетом продолжается, хотя зависимый ясно осознает, что у него появились физические, социальные, профессиональные, психологические проблемы, вызванные неконтролируемым использованием Интернета – недосыпание, семейные конфликты, опоздания на назначенные встречи, пренебрежение служебными обязанностями.

Вагин, Д. Ю. Поведение молодежи в условиях социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности [Текст] / Д. Ю. Вагин // Социально-гуманитарные знания. - 2012. – № 4. – С. 143 – 151.


В данной статье автором рассматриваются проблемы, существующие в молодёжной среде в социально-экономическом и духовно-нравственном аспектах. Анализируются причины девиантного и аберрантного поведения молодежи.

За последние 20 лет молодёжь сильно поляризовалась, в ней выделяются как лидеры, так и аутсайдеры, и обе группы явно противостоят друг другу. Но есть черты, объединяющие молодёжь, – очень высокие ожидания и амбиции, уверенность в успехе и вера в себя. Едины и цели (в первую очередь, материальные), при этом способы достижения данных целей не так значимы.

Современная молодёжь выстраивает в основном краткосрочные жизненные проекты (на один – два года). Причина этого кроется как в социально-экономической нестабильности общества, так и в желании «по-быстрому» добиться «всего». Девиации как явления, порождаемые социальными условиями, становятся как бы «нормальным» ответом на возникшую ситуацию. Асоциальное (девиантное) поведение характерно для такого общества, где система ценностей превозносит определённые статусные символы успеха, но ограничивает возможность использования апробированных институциональных средств их достижения. Именно такая ситуация наблюдается в современной России, где культ богатства как главной ценности очень развит, но институциональных возможностей достичь этого богатства большинству населения общество не предоставляет, поэтому одна часть общества пытается добиться успеха незаконными способами (через криминальную адаптацию), а представители другой части, не имея возможности добиться успеха даже альтернативными способами, становятся «исключёнными», выпадают из общества.

Латышева, Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы [Текст] / Т. В. Латышева // СОЦИС. – 2010. – № 6. – С . 93 – 101.

Представлена авторская типология российских молодежных субкультур; предложено обоснование выделения их совокупности в более крупные направления; изучено отношение студентов российских вузов к этим субкультурам.

Автор статьи считает, что важнейшим признаком, дифференцирующим молодёжные субкультуры сегодня, является их гендерная ориентированность. Она позволяет их носителям экспериментировать с собственной гендерной идентичностью. Андрогинность, предполагающая нивелирование граней различимости полов, достигается посредством использования особо стилизованной внешней атрибутики противоположного пола, инверсии стереотипных форм поведения, предписанных гендерными ролями. Она может быть как способом субкультурного самовыражения, так и общей тенденцией в области современной моды. Её необходимо отличать от серьёзных психофизиологических расстройств, связанных с полом – гендерной дисфорией и транссексуализмом. Андрогинность также не тождественна кроссдрессингу (трансвестизму), хотя отдельные элементы данной практики могут быть использованы. Маскулинная ориентация, напротив, подчёркивает мужественность носителей субкультуры, которая в подобном понимании соотносится с брутальностью и культом физической силы.

Назаров, П. В. Реализация молодежного проекта "Музей - территория равных: от стиляг до эмо" [Текст] / П. В. Назаров // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 10. – С. 51 – 60.

Автор статьи считает, что недопонимание между поколениями вызывает напряженность в обществе, настороженность и недоверие. В Сургуте удалось собрать в музейном пространстве представителей разных по времени популярности и по атрибутам, но равных по значимости субкультур. Проект был призван помочь понять истоки и ценности каждой из них. Учитывая высокую социальную значи¬мость проекта, предлагаем ознакомиться с его внутренней "кухней" и взять на заметку исполь¬зованные при его реализации методы.

Иванов, И. С. Модели жизненных устремлений и поведенческая практика игрозависимой и социально адекватной молодежи [Текст] / И. С. Иванов // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 5. – С. 357 – 362.

Данная статья содержит материалы опытно-экспериментальной работы. В статье представлены результаты изучения различных групп молодёжи. Проанализировано влияние компьютерных игр на особенности поведения и личность молодых людей. Обсуждаются проблемы выбора жизненного пути и факторы, которые активно влияют на поведенческую практику молодежи, связанные с получением образования, выбором профессии.

Альтернативщики

Альтернативщики [Электронный ресурс] // Академик.– Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253625 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Альтернативщики — молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую четких границ жанра.

Сформировалась при смешении металистов, панков и рэпперов. Успех альтернативной музыки и ее постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit. Сообщество альтернативщиков не структурировано и не сформировало каких-либо четких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т.д. Альтеры очень часто разделяют панковские анархические взгляды.

Молодежная субкультура ЭМО. Особенности современного направления

Молодежная субкультура ЭМО. Особенности современного направления [Электронный ресурс] //Alt-cektor. – Режим доступа: http://alt-sector.net/3536-molodezhnaya-subkultura-emo-osobennosti-sovremennogo-napravleniya.html . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Молодежная субкультура эмо покорила российскую молодежь в 2000х годах, хотя западные страны музыкальная «волна» захлестнула еще в 90х. По сути музыкальный стиль сочетает в себе специфический вариант исполнения хадкор – музыки, отличающийся бешенным темпом и резкими переходами от шепота к визгу или к реву (Гроулинг\ Скриминг). Основоположником данного направления считается вокалист американской группы - Айен Маккейн. На сегодняшний день существует огромное количество эмо – групп, из которых можно выделить - Океан моей Надежды, Оригами, 3000 миль до рая, Idea Fix и др.

Подростки, нашедшие себя в этом стиле, отличаются ярким видом, необычным макияжем и своеобразной прической. Многочисленные значки и импровизированные заплатки – основные атрибуты субкультуры.

Панки

Панк, панки [Электронный ресурс] // Академик.– Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253625 .  Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Панк, панки (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюссированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.

Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, изобретатель термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.

В 1976 году появился фэнзин «Punk magazine», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящён панк-року и родственным жанрам, уже чётко объединяя их как направление.

«Панк берёт своё начало с середины 60-х годов XX столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл» — говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Кто такие риветхеды

Кто такие риветхеды [Электронный ресурс] // Как Просто. – Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-821075-kto-takie-rivethedy . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Риветхед, райветхед (англ. Rivethead — клепаная голова) – представитель индастриал-субкультуры, образование которой произошло в конце 80-х – начале 90-х. По одной из версий наименование поклонники данного направления получили благодаря сборнику «Rivet Head Culture», вышедшему в 1993 году, и песне «Rivethead» группы Chemlab.

Само слово «Риветхед» произошло от английского словосочетания — «Клепальщица Рози» (Roise The Riveter), олицетворявшей женщин, работающих во время Второй Мировой Войны на заводах.

Характерным стилем одежды для риветхеда является «милитари». Цвета предпочитают черные, а также камуфляжные расцветки. Ботинки армейские или просто массивные фирм Dr. Martens, Grinders, Camelot и т.д. Голова, как правило, либо выбрита, либо носят ирокезы, дреды. Футболки либо с логотипами индустриальных групп, либо с символикой радиоактивности, знаком «biohazard» и прочими подобными обозначениями опасности. Аксессуары подбираются с целью выглядеть «высокотехнологично», походить на киборга. Это могут быть сварочные очки, респираторы, заклепки, всевозможные микросхемы, гвозди.
 Гламур

Гламур – Субкультура [Электронный ресурс] // Alt-cektor. – Режим доступа: http://alt-sector.net/2790-glamur-subkultura-istoriya-fotografii-i-kartinki.html . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Субкультура Гламур, является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок. Точного определения еще никто не может дать.

Из музыкальных направлений, предпочтение отдается попсе (поп, в крайнем случае - поп рок).Самая главная черта, который отличает Гламур от других субкультур – это беспрекословное следование последним модным течениям. Также она полностью отвергает другие музыкальны направления , т.е. слушать нужно то, что диктует мода. Чем популярней группа или песня – тем лучше.

Идеология очень проста, здесь отсутствуют какие-либо высокие идеи , все сводиться к красивому внешнему виду и знания последних мировых модных тенденций. На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Что носят гламурщики? – это мировые бренды – Adidas, Guchi и другие.
 
 Геймеры

Геймеры [Электронный ресурс] // Рubliclibrary. – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/readers/25kadr/mol-subculture-geimeri.htm .– Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Кто же такие геймеры? В словаре компьютерного сленга слово «геймер» — от английского «gamer» — означает «игрок», человек, постоянно играющий в компьютерные игры.

Это — ярые сторонники компьютерных игр. В жизни они совершенно разные. У них разные работы, хобби, характеры. Объединяет их одно — запустив любимую игру, они меняются: превращаются в Десантников, действующих на вражеских планетах, Магов и Волшебников, Императоров народов или планет. За свою любимую игру они будут спорить до хрипоты, переубедить их практически невозможно. Они учатся думать мыслями их персонажей, учатся жить в мире игры! Все они движимы игрой.

Субкультура геймеров зародилась недавно. С появлением компьютерных игр, а позже и Интернета молодежь стала активно общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них — это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов.
 
 Анимешники - субкультура

Анимешники – субкультура [Электронный ресурс] // Womanadvice. – Режим доступа: http://womanadvice.ru/animeshniki-subkultura .– Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

В современном мире очень распространились различные субкультуры. Люди стремятся образовать своеобразные группы по интересам. У каждой субкультуры есть определенный ряд ценностей, обычаев, норм и традиций, присущих только ей. Для субкультуры характерны такие признаки, как наличие определенного стиля в одежде, свой язык, а так же манера поведения.

Сегодня мы поговорим о субкультуре анимешников. У многих людей сложилось мнение, что анимешники – это «взрослые дети». Также многие считают, что все представители данной субкультуры поголовно учат японский язык, с утра до вечера смотрят непонятные мультфильмы, носят парики и странную одежду. Это не совсем так. Для того чтобы быть анимешником, достаточно всего лишь увлекаться мангой (японские комиксы) и аниме.

Аниме – это японские мультфильмы. Они несколько отличаются от обычных. Во-первых, в них совершенно другая манера изображения персонажей и окружающего пространства. Во-вторых, они зачастую имеют острый и интересный сюжет, который больше подойдет в качестве основы для голливудского блокбастера, нежели для детского мультика. Именно благодаря последнему свойству аниме интересуются взрослые люди.
 
 Фурри

Фурри [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%80%D1%80%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Фурри (от англ. furry — покрытый мехом) — субкультура людей, воплощающих в творчестве и своём поведении образ зооантропоморфных персонажей (преимущественно, кошачьих и псовых), демонстрирующая уход от реальности и поиск могущества воображаемого покровителя через отождествление с ним.

Характерными чертами фурри являются костюмы зооморфных персонажей (фурсьюты), рисование мультяшек и обнимания. Большинство участников — мужчины, и многие — старше тридцати лет. Фурри-арт демонстрирует двойственность природы субкультуры: с одной стороны, художественно изображаются персонажи, сочетающие звериные и человеческие черты, с другой стороны, они же показаны в сценах сексуального характера, с разнообразными фетишами. Больше всего субкультура фурри известна именно за сексуальные творчество и активность.

Также кроме собственно фурри к субкультуре порой причисляют поклонников зооантропоморфного творчества (например, таких мультфильмов, как «Король Лев») и художников, рисующих зооморфов.
 
 Субкультурное мировоззрение

Фурри [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Лис Робин Гуд из одноимённого мультфильма студии Disney — один из персонажей мультипликации, которого фурри относят к своему жанру.

Участники субкультуры полагают, что любой зооморфный персонаж, если он ходит на двух ногах и разговаривает — это фурри, в каком бы фильме или литературе он ни находился. Басни Эзопа, по их мнению, — это начало фурри. Сюда же могут относиться и чешуйчатые, драконообразные персонажи — «скейли» (англ. scaly). Представления о том, что такое фурри, чрезвычайно разнообразны, но в целом принято считать, что к явлению относится всё, что соединяет в персонаже человеческие и звериные качестваи представлено в виде комиксов, мультфильмов, фантастики или фурсьютинга.

Участники могут иметь разную глубину вовлечённости в фурри. Одни испытывают умеренную симпатию к мультипликации Диснея; многие фурри любят мультфильмы с детства. Другие создают зооантропоморфное творчество, третьи носят хвосты и уши для развлечения, четвёртые создают себе виртуальное зооморфное альтер-эго. Пятые являются «фурри лайфстайлерами» и могут иметь анимистические и шаманские убеждения. Очень немногие фурри хотят на самом деле быть животными.
 
2. Стиляги

В данном разделе представлен материал о молодежной субкультуре стиляг, получившей распространение в крупных советских городах 40-60-е годы ХХ века, имевшие в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
 
 Стиляги

Стиляги [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Стиляги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.

Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.

Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Долгое время (по середину 60-х гг.) стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модам и уличаемых в аморальном образе жизни.

 
Мода стиляг

Стиляги [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

В первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» (см. Zoot suit).
В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Так образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin-up), редкие в то время авторучки. В 1960-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
 
 Музыка и танцы

Стиляги [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

В конце 1940-х — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада солнечной долины».

С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.

Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера.

В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 40-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
 
 Образ стиляги в литературе и искусстве

Стиляги [Электронный ресурс] //ВикепидиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это — недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным.

Таков герой Эдик (Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается — и надолго прощается со своим стильным «коком».

В подростковой драме «Повесть о первой любви» (1957) двое школьников на вечеринке принимаются танцевать «стилем», после чего, осмеянные своими же товарищами, спешат уйти прочь.

В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» — к преступлению: такова мораль произведения.

В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга — тунеядец, не должно было вызывать никаких сомнений).

В сказке «Королевство кривых зеркал» (1963) есть пародия на стиляг — когда показывают танцоров короля, заходящих во дворец, они танцуют буги-вуги и одеты в духе карикатурных стиляг. Зеркальное отображение советской пионерки Оли, Яло, спросила: «Они что, больные?» Та ответила: «А мой папа говорит, что все они бездельники и лодыри!»
 
 Стиляги – молодежная субкультура или форма протеста

Стиляги – молодежная субкультура или форма протеста // Libma.ru. – Режим доступа: http://www.libma.ru/istorija/vremena_hrusheva_v_lyudjah_faktah_i_mifah/p27.php . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.06.2016).

Эпоха стиляг началась в конце 40-х годов и достигла своего пика незадолго до смерти Сталина, когда развернулась яростная борьба с космополитизмом. Тогда простых советских людей активно старались восстанавливать против тех, кто не желал быть «как все». Обстановка все больше нагнеталась, и людей, которые одевались непохоже на других и слушали непонятную большинству музыку, в конце концов объявили американскими идеологическими диверсантами. Куплеты на эстраде можно назвать одной из самых невинных форм борьбы со стилягами в сталинское и хрущевское время. По первым советским контркультурщикам лупила фельетонами советская печать.

Стиляги фигурировали в газетных публикациях как аморальные типы, балансирующие на грани преступления или по меньшей мере как нарушители порядка и покоя граждан Советского Союза.
 
 Субкультура советских времён: чем жили стиляги-антисоветчики

Субкультура советских времён: чем жили стиляги-антисоветчики // Культурная эволюция. – Режим доступа: http://yarcenter.ru/articles/society/subkultura-sovetskikh-vremyen-chem-zhili-stilyagi-antisovetchiki/ . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.06.2016).

В 1950-е годы, когда СССР был отделён практически от всего мира «железным занавесом».

В стране было запрещено практически всё, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен, - молодёжная субкультура, получившая название «стиляги».

Стиляги в отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в сужениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.
 
3. Готы

В данном разделе собран материал о зарождении, развитии и современной реальности готики как молодежной субкультуры.

 

Понкин, И. Просто "безобидные" готы [Текст]/И. Понкин // Социальная педагогика. – 2009.– № 3. – С. 111 – 119.

Специалисты выделяют следующие подгруппы готов:

1. Классические готы-интеллектуалы. Наиболее малочисленный сегмент движения «готов» характеризуется увлечённостью кино (фильм «Ворон», фильмы Д. Линча и др.), литературой, иными направлениями в культуре, имеющими отношения к средневековой готической культуре. В основном в возрасте старше 18 лет.
2. Готы-вампиры. Характерные черты: демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между готами и как своего рода визитная карточка гота-вампира.
3. Готы-позёры или бэби-готы (baby goth), иные наименования - херки , готелки и готники.
4. Кибер-готы (виртуальные группы, общающиеся в Интернете). Помимо чёрного цвета, акцент в одежде делается на «кислотные» розовый и фиолетовый. Девочки кибер-готы часто носят огромные ботинки, рваные колготки, короткие латексные юбки, иные элементы одежды также из латекса. Считающие себя «классическими» готы, относят эту группу к го¬там-позерам.
5. Панко-готы (внешняя атрибутика — сходная с панковской).
6. Фетиш-готы (пропагандирующие садомазохизм).
7. Трайбл-готы (поклонники культа друидов).
8. Маргинальные слои готов (маргинальная часть роле-готов из числа так называемых ролевиков, алко-готы и др.)
9. Окологотические фанатские сообщества.
10. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).

Идеология и мировоззрение готов

Готическая субкультура [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253625 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).
 
 Кибер-готы

Кибер-готы [Электронный ресурс] // Insurgent. – Режим доступа: http://insurgent.ru/cybergoths . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Киберготы – субкультура будущего. Готическая субкультура уже давно не новость в отечественной неформальной среде. Примечательно, что сейчас редко можно встретить совсем юных девушек и юношей, которые причисляют себя к готам, это скорее удел более взрослого поколения неформалов. Пару лет назад молодёжь СНГэшного пространства облачилась в чёрно-розовые одеяния, обозвав себя эмо. В те не такие уж далёкие времена субкультуру эмо называли «младшей сестрой готики». К счастью, мода на эмо уже прошла, и новое поколение любителей чёрного цвета, фатализма, депрессивных настроений и мизантропии трактует готику по-своему.

Готические идеалы, соединённые с эстетикой футуризма и урбанизации дали новую субкультуру кибер-готов. Строго говоря, от готов у них осталось только название и некоторые идейные моменты (фатализм, мизантропия, эстетика смерти). Всё остальное заимствовано из различных субкультур, перемешано и синтезировано в одну специфическую субкультуру, у которой есть все шансы стать массовой культурой.

Впервые термин «кибер-готы» был употреблён в 1990 г. в одной из компьютерных ролевых игр. Лишь в конце 1990-х появляются первые киберготические музыкальные группы, с этого момента начинается и формирование субкультуры. Вообще кибер-готы достаточно молодая субкультура, можно сказать, она только формируется. Что уже говорить об отечественной неформальной культуре, когда волна эмо-кидов захлестнула наши просторы лишь несколько лет назад, хотя появилась ещё в 1980-е.
 
Готическая музыка

Готическая субкультура [Электронный ресурс] // Академик.– Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253625 . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.05.2016).

Влияние на готическую субкультуру началось еще очень давно, со времен Bowie, Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70-х сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.
Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy Division, Siouxsie and the Banshees, UK Decay.

Первый альбом Banshees («The Scream», Ноябрь 1978) и первый альбом Joy Division («Unknown Pleasures», Июнь 1979) во многом стали образцом для готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.

Однако первая группа, которая может быть названа готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый сингл «Bela Lugosi’s Dead»в сентябре 1979. The Banshees может быть сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с самого первого их сингла. Во многом они были прообразом готической группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое независимое «готическое» звучание. Хотя они небыли столь популярны как Bauhaus, Joy Division или The Banshees, UK Decay были намного ближе «второй волне» готических групп и оказали заметное влияние на них.
  Заломкина, Г. В. Между вымыслом и реальностью: псевдокнига мифа Ктулху [Текст] / Г. В. Заломкина // Библиотечное дело. – 2014. – № 4. – С. 2 – 7.

Автор статьи рассказывает, о художественном мире Говарда Филипса Лавкрафта – своеобразной мифологической системе, в которой реализуется потенциал готики.

Лавкрафт мало использует существующие мифы и исторические обстоятельства их функционирования. Он их выдумывает, конструируя таким образом собственную, оригинальную структуру – всемирно известный миф Ктулху, формирующий цельную и устрашающую картину мира.
 
История готической субкультуры

История готической субкультуры [Электронный ресурс] //Photograp . – Режим доступа: http://photographerwedding.io.ua/s207001/istoriya_goticheskoy_subkultury . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.06.2016).

Готика — дитя эпохи Средневековья, культуры XII — XVI веков. Архитектура, искусство, литература — все это стало именно тем вдохновением, которое повлияло на появление готической субкультуры. В данной статье речь пойдет о зарождении, развитии и современной реальности готики как субкультуры.

Огромное количество информации о развитии готической культуры — в искусстве, архитектуре, литературе, — не составит и малейшей трудности отыскать в просторах интернета или любой библиотеке. А истинные ее ценители уже давно обзавелись нерушимыми знаниями об этой великолепной культуре в глубинах своего внутреннего мира. Как известно, готика — это период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.

Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.
 
 Готы и сатанисты

Готы и сатанисты [Электронный ресурс] //Субкудьтуры. – Режим доступа: http:// http://www.subcult.ru/rubric2.html . - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.06.2016).

Встретив на улице группу людей в черных драпировках, с выбеленными лицами и странными украшениями, - не стоит пугаться, это не обязательно банда сатанистов. Это готы.

В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Вообще из панка появилось много направлений, в том числе и декадентское – более депрессивное и мрачное (впоследствии «готическое»). Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к декадентскому колориту стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны, причем эти отклонения не всегда украшают репутацию готов.

Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, 2 аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или просто веселиться с друзьями.

Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни.
 
 Готы в современном обществе

Готы в современном обществе [Электронный ресурс] // Методическая работа учителя. – Режим доступа: http://profmetodist.ru/136-goty-v-sovremennom-obschestve.html . – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.06.2016).

Готика как молодежная субкультура появилась где-то в конце 1970-х годов на Британских островах, развивалась внутри панк-движения и долгое время воспринималась как его часть. Своего полного становления субкультура достигла в первой половине 1980-х. А в 1990-х готическая субкультура обросла «мяском» - вышли первые книги о ней, появились научные исследования, были записаны первые музыкальные компиляции. Но это была уже old culture 70-х, готическая субкультура претерпела значительное искажение, она столкнулась с приходом новых участников, которые толком не имели представления о её сути, апологетах, истории развития и становления.

На данный момент существуют два крупных направления — к первому относятся готы, которые предпочитают музыку жанров: готик-рок, дарквэйв, пост-панк, ко второму — поклонники ПК, дарк-электро, которые мало схожи с изначальной готикой. В наше время готическая субкультура широко распространена на Западе — в Соединённых Штатах, Великобритании, Германии, Франции и Скандинавии. В постсоветские государства готическая субкультура пришла уже не в том виде, в котором была представлена в самом начале возникновения, на данный момент, в этих государствах готика «живет» в «узких штанишках» андеграунда, и довольно немногочисленна. Однако нужно заметить, что во всех крупных городах существуют свои готические сообщества.