Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 «В этой истории использованы фрагменты писем из семейного архива и выписки из дела Якова Улицкого (архив КГБ № 2160)». Этими словами заканчивается семейная сага, вышедшая из-под пера Людмилы Улицкой и охватывающая больше века российской истории. Как нетрудно догадаться, это не просто литературное произведение, одно из многих (Улицкая назвала «Лестницу Якова» своим последним романом), но книга глубоко личная.

В 1975 году у театрального художника Норы Осецкой умирает бабушка, от которой внучке остался сплетенный из ивовых прутьев сундучок, наполненный старыми бумагами. Прошли годы, прежде чем Нора вспомнила об этом семейном архиве. «Лежавшие во тьме бумаги созревали долгие годы – до тех пор, пока не умерли все люди, которые могли бы ответить на вопросы, возникшие при чтении старых писем». И уже совсем немолодой женщиной Нора читает в архиве дело своего деда – и осознает: «У нее еще есть время свести концы с концами и додумать кое-что, о чем догадывается, но наверняка не знает. А, может, разложит старые письма и напишет книжку… Такую книжку… которую дед то ли не успел написать, то ли ее сожгли во внутреннем дворе Внутренней тюрьмы на Лубянке… Но кто он, мой главный герой? Яков? Маруся? Генрих? Я? Юрик? Нет, нет! Вообще ни одно из существ, осознающих свое индивидуальное существование, рождение и предполагаемую и неминуемую смерть».

Странным образом переплетаются жизнь Норы и жизнь ее деда, которого она почти не знала («О Якове Осецком ей никогда ничего не говорили. Что-то смутное, из детства… Хотя она его помнила – однажды он был у них на Никитском, какие-то отдельные черты – усы щеточкой, длинные большие уши да еще рукодельный, из цельного дерева, костыль с изгибом ствола, превращенным в рукоять. Больше она его никогда не видела»).

Поведанная Людмилой Улицкой история не линейна – из 1975 года читатель перемещается в годы первой русской революции, оттуда – в год 1910-й, потом снова в семидесятые, и вновь в дореволюционные времена. А затем – в тридцатые, двухтысячные, девяностые… Двадцатый век неумолимым катком прошелся по отдельно взятой семье, как и по миллионам других: войны, революции, погромы, репрессии, эмиграция… И конечно, это история любви. В самых ее различных проявлениях: счастливой, несчастной, высокой и плотской.

Название книги можно трактовать по-разному – тут и отсылка к жизненному пути Якова Осецкого, но здесь же и вполне очевидная отсылка к Священному Писанию. В библейской традиции лестница Иакова соединяет землю и небо: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». И «лествица Иаковлева» вполне зримо появляется в повествовании – пусть как часть декорации одного из спектаклей…

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/lestnitsa-yakova-2/