Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Антиутопии Мишеля Уэльбека всегда пугали своей реалистичностью. Однако читатель никогда не сомневался, что они являются вымыслом, намеком, гиперболой. «Покорность», последний из опубликованных романов хэдлайнера французской литературы, наводит на мысль, что реальность не только слилась с антиутопическими фантазиями, но и превзошла их жестокостью, цинизмом, вероломностью.

На что только не идут пиарщики и бойцы рекламного фронта, какие только ухищрения не придумывают, чтобы поднять уровень продаж книг! Для достижения этой цели используются самые разные инструменты – от примитивных интернет-конкурсов и викторин до организации гастролей авторов; от заказа проплаченных статей до целенаправленного выхаживания лауреатов литературных конкурсов. Однако ни один маркетинговый прием не сравнится по силе воздействия с двумя информационными поводами (уж лучше продажам книг прекратиться вовсе, чем подогреваться такими новостями!), привлекшими массовое внимание к выходу романа «Покорность».

Именно в день появления этой книги, 7 января 2015 года, в редакцию сатирического журнала «Шарли Эбдо» ворвались неизвестные убийцы и расстреляли сотрудников издания, прославившегося своими скандальными карикатурами. Через десять месяцев, в канун выхода русскоязычного издания романа «Покорность», а именно в «черную» пятницу, 13 ноября 2015 года, Париж потрясла целая серия кровавых террористических актов. Таким образом эта книга, без всякого усилия со стороны издателей, получила жуткую «информационную поддержку» и триумфально «приплыла» к читателям на гребне волны катастрофического притока беженцев с Ближнего Востока.

Мишель Уэльбек – автор беспощадный, не знакомый с понятием «политкорректность». Своим романом он наступил и на мозоль либеральных европейских интеллектуалов и задел религиозные чувства французских мусульман. При этом в тексте он, как всегда, не использовал никаких резких высказываний, не делал никаких скандальных выводов. Он просто рассказал грустную историю о бессмысленной, пустой, закольцованной в своей безысходности жизни сорокачетырехлетнего литературоведа, преподавателя Сорбонны. По прогнозам Уэльбека это престижное учебное заведение будет куплено саудовскими миллионерами в 2022 году…

Друзей у Франсуа нет. Семьи и родственных чувств к родителям нет. Творческих планов нет. До определенного момента его прокуренную и пропитанную алкогольными парáми жизнь оживляли студентки, которых он периодически укладывал в свою кровать, и французский писатель XIX века Жорис Карл Гюисманс, герой его диссертации. Только в умозрительной близости с этим литературным фантомом Франсуа мог чувствовать некое подобие душевного комфорта. Однако после прихода к власти президента-мусульманина и кардинальных перемен в общественной жизни Франции герой оказывается выбитым из привычной колеи. Ему необходимо принять решение: либо остаться безработным, одиноким, стареющим, полунищим трутнем, рассчитывающим на материальную помощь новых властей, либо принять ислам, дающий возможность преподавать в легендарной Сорбонне и обзавестись полигамной семьей с молоденькими женами.

Уэльбек не обозначает решения своего героя. Но, судя по всему, измотанный собственными фобиями и отсутствием какого-либо духовного стержня, Франсуа все же принимает предложение новых хозяев Европы. Изменить вере предков Франсуа не составляет труда, так как он никогда не ощущал своей принадлежности к католической церкви. Пытаясь найти в своей душе зачатки веры в Бога, он даже некоторые время гостит в старинном французском монастыре. Но все тщетно. Выбор героя очевиден.
Конечно, такой роман не может вызывать восторга у европейского обывателя, независимо от его вероисповедания и цвета кожи. Ведь Уэльбек, во-первых, без обиняков дал понять, к чему может привести западная «толерантность», то есть посягнул на главную святыню демократического общества; а во-вторых, выставил европейских мусульман в качестве новых, молодых, самоуверенных и очень сильных завоевателей, ловко использующих демократические рычаги для захвата власти и закрытия демократической эпохи на тяжелый засов. Также вряд ли рады своему присутствию в тексте «Покорности» лидер партии «Народный фронт» Марин Ле Пен, политик Франсуа Байру, и другие реально существующие официальные лица, по воле Уэльбека попавшие в мрачное европейское будущее 2022 года.

Но какие бы обвинения и угрозы ни валились на голову Мишеля Уэльбека, он был и останется очень тонким наблюдателем и оригинальным писателем, обладающим неповторимой по форме и ужасающей по содержанию интонацией. Даже если и подтвердятся самые мрачные прогнозы Уэльбека, и Европа как культурный феномен сгинет с лица Земли, он-то точно останется, как и многие другие представители великой французской литературы.

http://chitaem-vmeste.ru/reviews/pokornost/