Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




В 2014 году в России широко отмечается 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов – второй по величине поэт «золотого века» русской поэзии, в творчестве которого отразились основные черты эпохи, страстная, мятущаяся, наполненная противоречиями человеческая натура, вечное томление человеческого духа.

 

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
В.Я. Брюсов

По словам В.Г. Белинского, «несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдания страсти и тихие слезы, как звук за звуком, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева – все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад».

Путеводитель по ресурсам Интернет, подготовленный к 200-летию со дня рождения великого русского поэта, включает следующие разделы:
— биография М.Ю. Лермонтова;
— литературное наследие М.Ю. Лермонтова;
— М.Ю. Лермонтов — художник;
— Лермонтовские музеи.
Лермонтов в ментике лейб-гвардии
Гусарского полка.
Картина Петра Заболотского (1837).

 

БИОГРАФИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

 Биография [Электронный ресурс] // Scanpoetry.ru. — Режим доступа: http://scanpoetry.ru/poets/lermontov-mihail . - Загл. с экрана. - (Дата обращения 02.10.2014).

Биография русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова на сайте Scanpoetry.ru. Скандируем стихи. Страница, посвященная поэту, содержит список произведений М.Ю. Лермонтова, а также стихотворения, написанные в честь великого творца.
 Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс] / Российская литературная сеть // Михаил Юрьевич Лермонтов. — Режим доступа: http://www.lermontow.org.ru/ . — Загл. с экрана. - (Дата обращения 02.10.2014).

Ресурс, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова, содержит биографию поэта, полные тексты произведений, галерею портретов, цитаты.

Сайт создан при поддержке ресурса «Библиотека классической литературы» .
 Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс] // Encyclopedia-Russia.ru. — Режим доступа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=608 . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

Статья «Михаил Юрьевич Лермонтов» содержит обширные биографические сведения о семье и воспитании, первой любви и студенческих годах, пребывании на Кавказе, дуэлях и гибели великого русского поэта.
 Биография. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс] // Lermontov-my.ru. — Режим доступа: http://lermontov-my.ru/ . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

На сайте, помимо биографических сведений о поэте, собраны самые интересные, по мнению создателей ресурса, произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.
 Михаил Лермонтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lermontov.niv.ru/ . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

Ресурс содержит биографические сведения, произведения и письма М.Ю. Лермонтова. На сайте размещены воспоминания современников, критика, статьи, заметки, живопись и графика М.Ю.Лермонтова. Ресурс предоставляет возможность воспользоваться сервисом по заказу книг М.Ю. Лермонтова.
 Андронников, И. Образ Лермонтова [Электронный ресурс] / И. Андронников // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre/lre-012-.htm . — Загл.с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой.


  
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
  
Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий, чрезвычайно продуктивный. Вся его литературная деятельность — от юношеских проб пера до романа «Герой нашего времени» — продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.
Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и сегодня.
***
Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу.

Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.

Биография [Электронный ресурс] // Scanpoetry.ru. — Режим доступа: http://scanpoetry.ru/poets/lermontov-mihail . - Загл. с экрана. - (Дата обращения 02.10.2014).

 Творчество Лермонтова [Электронный ресурс] // Литературный глоссарий. — Режим доступа: http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/tvorchestvo-lermontova.html . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности «что делать?» потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.
 Творчество Михаила Лермонтова [Электронный ресурс] // Русская поэзия.  Режим доступа: http://ruspoeti.ru/aut/lermontov/4.html . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

На сайте представлены избранные стихотворения из творчества русского поэта Михаила Лермонтова.
 Творчество и жизнь М. Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] // ЛитераСкоп.  Режим доступа: http://literaskop.com/lermontov.html . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

Сайт включает статьи о творчестве М.Ю. Лермонтова
 Поэмы М.Ю.Лермонтова [Электронный ресурс] // ЛитМир – Электронная библиотека. — Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=217727 . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

В литературном наследии Лермонтова поэмам принадлежит особое место. За двенадцать лет творческой жизни он написал полностью или частично (если считать незавершенные замыслы) около тридцати поэм, — интенсивность, кажется, беспрецедентная в истории русской литературы. Он сумел продолжить и утвердить художественные открытия Пушкина и во многом предопределил дальнейшие судьбы этого жанра в русской поэзии.

Поэмы Лермонтова явились высшей точкой развития русской романтической поэмы послепушкинского периода.
 Вольперт, Л.И. Лермонтов и французская литература [Электронный ресурс] / Л.И. Вольперт // RUTHENIA. Объединенное гуманитарное издательство. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/volpert/lermontov/02.htm . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 06-10-2014)

«О Лермонтове ещё почти нет слов — молчание и молчание <…> Биография нищенская <…> Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра», — писал, используя узловые лексемы семиотики, в 1906 г. Александр Блок. За cтo лет состояние Лермонтоведения неизмеримо улучшилось, в 1981 г. увидела свет замечательная Лермонтовская энциклопедия; однако творческая биография поэта во многом по-прежнему остается, условно говоря, Царством Гипотезы. Лермонтоведы располагают ничтожным количеством документов (писем, дневников, автографов), скудным мемуарным материалом, «нищенской» фактологией, усугубляемой подчас авторской установкой на засекреченность. Недостаточность, лакунарность и противоречивость источников все еще затрудняет создание научной биографии Лермонтова….

Итоговый вывод в полной мере относится и к интересующему нас узкому аспекту: творческим связям поэта с французской литературой. Острая нехватка автобиографических и вспомогательных материалов делает реконструкцию постоянно меняющейся рецепции Лермонтовым французской литературы сложной задачей, решаемой совместными усилиями компаративистики,
 Ромм, М. Одиннадцать строк М. Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] / М. Ромм // Журнальный зал. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2002/11/romm.html . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

«Лермонтов вверял бумаге каждое движение души, большей частью выливал их в стихотворную форму, — такое впечатление вынес, изучая его рукописи, первый биограф поэта П. А. Висковатов. — Он всюду накидывал отрывки мыслей и стихотворений. Каждым клочком пользовался, и многое погибло безвозвратно. «Подбирай, подбирай, — говорил он шутя своему человеку, найдя у него бумажные обрывки со своими стихами, — со временем большие деньги будут платить, богатым станешь».
 Журавлёва, А.И. О «Маскараде» Лермонтова [Электронный ресурс] / А.И. Журавлёва // Лев Соболев. Образовательный сайт. — Режим доступа: http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71:---qq-&catid=29:2011-02-12-20-11-13&Itemid=8 . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

«Маскарад» занимает особое место в истории русской культуры и в творчестве самого Лермонтова.

Как известно, Лермонтов нечасто прилагал какие-либо усилия для того, чтобы сделать написанное достоянием публики. В юности он вообще не стремился печататься и, по свидетельствам мемуаристов, был очень недоволен, когда без его ведома и согласия опубликовали поэму «Хаджи Абрек». Позже, сделавшись известным писателем, он уже не имел нужды хлопотать о своих произведениях – эти заботы брали на себя издатели журналов, заинтересованные в сотрудничестве Лермонтова.

На таком фоне упорство, проявленное Лермонтовым в стремлении провести «Маскарад» на сцену, добиться любой ценой цензурного разрешения на его постановку, выглядит исключением, удивляет.

  
ЛЕРМОНТОВ — ХУДОЖНИК
  
В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.
  
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. 1837
М.Ю.Лермонтов. А. А. Столыпин (Монгó)
в костюме курда. Акварель. 1841 год.

  
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие  «испанский цикл». Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Акварели и рисунки «Испанец с кинжалом», «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. «Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Условно-романтическое видение природы, истории и людей приобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской тетради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка. Та же экспрессия - в духе Орловского - присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A. Map» линского «Амалат-бек». Характерно, что в это время - по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.
  
М.Ю.Лермонтов. Бой при Валерике. 1840-1841
М.Ю.Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837
  
Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке»Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.

Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, -»При Валерике. Похороны убитых». Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное - всадников (карандаш, 1832-1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832-1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830-1832).

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич — художник [Электронный ресурс] // Энциклопедия замечательных людей и идей. — Режим доступа: http://www.abc-people.com/data/lermontov/art.htm. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)
  
 Лермонтов – художник [Электронный ресурс] // Великие люди. Михаил Юрьевич Лермонтов. — Режим доступа: lermontov.velchel.ru/?cnt=1 . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 02.10.2014)

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.
 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник [Электронный ресурс] // LiveInternet. — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post107260363 . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи.
 Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) [Электронный ресурс] // Русская живопись. — Режим доступа: http://www.artsait.ru/art/l/lermontov/main.htm . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

На сайте вы найдете обширнейший материал о русской живописи, информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней.

Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы, представленные в крупнейших художественных музеях России и Европы.

Большинство иллюстраций картин представлены в полноэкранном режиме, позволяющем размещать их на экране ваших мониторов, что дает возможность в полной мере наслаждаться творениями величайших художников русского изобразительного искусства.

Сайт полезен широкому кругу пользователей Интернета, от специалистов в области живописи, до просто любителей прекрасного.
 Графическое и живописное наследие М.Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] // 190 лет. — Режим доступа: http://lermontov.sch1262.ru/71.html . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Сайт представляет собой мини-энциклопедию о М.Ю Лермонтове, включая информацию о художественном творчестве поэта, репродукции его картин.

  
ЛЕРМОНТОВСКИЕ МУЗЕИ
  
Фасад здания Николаевского кавалерийского
училища, 2014 год

Пушкинский Дом
  
Первый музей, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову, был открыт 18 декабря 1883 года в Петербурге при Николаевском кавалерийском училище. Так стала называться Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где учился поэт (1832–1834). Инициатором музея стал начальник училища генерал­майор А.А. Бильдерлинг, поддержанный тогдашним военным министром, интеллектуалом и реформатором Д.А. Милютиным.

Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища (так официально он назывался) стал крупнейшим хранилищем лермонтовских материалов в императорской России, но после катаклизмов 1917 года прекратил своё существование. Его экспонаты были переданы в Пушкинский Дом (официальное название ныне: Институт русской литературы РАН).
  
Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/ . — Загл. с эксрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Лермонтовский зал в Литературном музее Пушкинского Дома возник на основе музея при Николаевском училище и остаётся хранилищем самого обширного собрания материалов о Лермонтове.

Фонд и экспозиция здесь формировались в несколько этапов, с 1921 по 1964 год, и сегодня представляют собой впечатляющую панораму жизни и творчества Лермонтова, мимо которой равнодушно не пройдёт ни один посетитель. Так, в экспозиции представлены почти все прижизненные портреты поэта.
Само собой разумеется, что Лермонтовский зал — необходимое место занятий для любого современного лермонтоведа. Здесь пытливый ум будет вознаграждён открытиями, позволяющими глубже прочувствовать и понять творения лермонтовского гения.
Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tarhany.ru/ . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. «Кругом родные все места»,- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
  
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс - это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс - имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы». В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га.

Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони», его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.
В «Тарханах» собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.). «Тарханы» - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова. Одновременно «Тарханы» - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...

Михаил Юрьевич Лермонтов. Музеи [Электронный ресурс] / Российская литературная сеть // Михаил Юрьевич Лермонтов. — Режим доступа: http://www.lermontow.org.ru/lib/sa/author/100004 . — Загл. с экрана. - (Дата обращения 02.10.2014).
  
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова. Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://domiklermontova.ru/ . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

В Пятигорске много лермонтовских тропинок, но все они сходятся к маленькому домику, скромно приютившемуся в глубине двора на улице, названной именем поэта. Он приветливо манит к себе человека своим скромным видом, белизной слегка прикрытых камышовой кровлей стен, небольшими окнами с широко распахнутыми ставнями.
  
На фасаде у входа - маленькая мемориальная доска: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ». Она установлена в 1884 году. Здесь Лермонтов прожил последние месяцы своей жизни - с 14/26 мая по 15/27 июля 1841 года.

Если бы мы не знали, что роман «Герой нашего времени» был написан до того, как поэт поселился в этом домике, можно было бы подумать, что именно здесь Печорин записал в дневник знаменитые строки: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».

Из четырех комнат две занимал А. А. Столыпин (Монго), а две, обращенные окнами в сад, назывались «лермонтовской половиной». В них жил поэт. Через небольшие сени и полутемную прихожую посетители заходят в домик. Вид и обстановка его просты. Низкие деревянные потолки, положенные на балки и побеленные мелом; разноразмерные окна; простые стулья, обитые ситцем, походный складной самоварчик, металлический молочничек, полотенце с гербом Лермонтовых, колясочный сундук и узкая складная кровать. Многое напоминает о том, что жил здесь поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казенной надобности». В кабинете-спальне Лермонтова в настоящее время установлены стол и кресло из петербургской квартиры поэта. Они были переданы музею при его открытии в 1912 году дочерью троюродного брата Лермонтова А. П. Шан-Гирея.

«С этим столом, как рассказывал отец, - писала она, - было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине». За этим столом были написаны в Петербурге «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Бородино», «Смерть поэта», «Дума» и многие другие его поэтические создания. В другой комнате, служившей столовой и гостиной, у небольшого деревянного диванчика, покрытого войлочным ковриком, стоит круглый столик. Это подлинная вещь, сохранившаяся из прежней обстановки домика. По утрам Лермонтов работал за ним, вынося его на терраску, пристроенную со стороны сада.

Непреходящую ценность этому домику придает его подлинность. Находясь в нем, нельзя без волнения думать, что ты стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь старые деревянные полы, которые не раз в ночной тишине скрипом отвечали на шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.

Лучшим и самым близким другом поэта была его записная книжка. Наедине с ней он был самим собой. Поэтому нам так дороги записанные в нее в этом домике стихи. Среди них: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Пророк». Стихотворение «Пророк» лучшее создание Лермонтова и есть последнее его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождётся Россия!

Много ещё поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел на Машуке не прервал так рано его жизнь. 15/27 июля 1841 в этот домик было привезено с места дуэли тело убитого Лермонтова. Через день состоялись похороны. В апреле 1842 года гроб с прахом поэта был перевезён в село Тарханы и похоронен в семейной часовне рядом с могилой матери.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Музеи [Электронный ресурс] / Российская литературная сеть // Михаил Юрьевич Лермонтов. — Режим доступа: http://www.lermontow.org.ru/lib/sa/author/100004 . — Загл. с экрана. - (Дата обращения 02.10.2014).

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить.»
М.Ю.Лермонтов, повесть «Тамань», 1837 год.

Таманский Музейный Комплекс : официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lermontov-taman.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9/ . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)
  
Небольшая новелла из повести «Герой нашего времени» стала первой ласточкой детективного жанра в русской литературе. Офицер, ведущий свое «маленькое расследование» в логове контрабандистов… Что может быть интересней? Таинственная Ундина, слепой мальчик, мистический дом на обрыве… вопросов больше, чем ответов. Это странное место стало частью творческой биографии поэта. С тех пор, как Лермонтов увековечил этот населенный пункт в своем произведении, Тамань притягивает к себе миллионы людей, жаждущих понять, что же на самом деле произошло со странствующим офицером, едущим с подорожной по казенной надобности?

Дом–музей великого поэта с подворьем черноморского казака Федора Мысника в Тамани. Именно здесь осенью 1837 года останавливался проездом прапорщик Нижегородского драгунского полка М.Ю. Лермонтов.

Экспозиция «Лермонтов на Кубани» расскажет о причинах, по которым поэт был сослан на Кавказ. Вы узнаете интересные детали его путешествия, обнаружите круг известных декабристов, с которыми встречался Лермонтов в Тамани, выясните, кто стал прототипом героев знаменитой повести.
  
Дом-музей М.Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] // Государственный литературный музей. — Режим доступа: http://goslitmuz.ru/ru/lervontov-museum . — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 03.10.2014)

Дом № 2 по улице Малая Молчановка в Москве - живой осколок XIX века, тем более драгоценный, что в нем жил русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Этот дом бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева арендовала летом 1829 года у купчихи Ф. И. Черновой. Деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир был построен после знаменитого пожара 1812 года. Е. А. Арсеньева с внуком жили в нем с 1829 по 1832 год, до своего отъезда в Петербург. Впоследствии дом не раз менял жильцов, неоднократно перестраивался. В советское время особняк отдали под коммунальные квартиры. Этот особняк - единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов. Многие годы шли хлопоты об организации в нем музея, в которых активно участвовал Ираклий Луарсабович Андроников. Статус музея дом приобрел в 1979 году, а в 1981 году, после реставрации, он открыл свои двери для посетителей.