Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Великая Отечественная война – для нашего народа по сей день незаживающая рана. Эта тема до сих пор переосмысляется как в документальных передачах, так и в игровом кино. Ежегодно выходит множество мемуарных и художественных книг, посвященных этому труднейшему периоду. Однако по-своему прав и Сергей Ларенков – автор проекта «Война: эффект присутствия», заметивший, что «для многих это очень старая история, которая где-то когда-то имела место быть, не с нами. И, к сожалению, не все книги, не все журнальные и газетные публикации нынешнего времени дают истинное представление о той великой народной трагедии. Война стирается из памяти людей, но о ней помнят стены домов, помнят улицы, по которым мы ходим, заросшие воронки в полях, старые израненные деревья в парках». Так появилась идея совместить настоящее и прошлое. Но Ларенков оговаривается – он не профессиональный фотограф (а по специальности вообще морской штурман), просто неравнодушный человек, внук бабушек-блокадниц и воина-освободителя. Поэтому не удивительно, что для него все началось с фоторабот о блокадном Ленинграде, ставшем лишь первой и малой частью большого проекта. По словам фотографа, ему хотелось не только сохранить память о своих предках и событиях, ими пережитых, но и рассказать об этом как можно большему числу современников. Это уже потом проект разросся. «Я стал получать приглашения и начал разыскивать по старым военным фотографиям места сражений в разных уголках моей некогда необъятной Родины. Так возникли серии работ о Киеве, Одессе, Симферополе, Севастополе, Керчи, Выборге, Минске, Бресте…» А потом появились фотоработы с панорамами Берлина, Праги, Вены. В итоге перед нами альбом с обширной географией и немалым числом военных событий.
Кричащая современность с помощью монтажа совмещена со сдержанными черно-белыми фотографиями прошлых лет. Подобное выглядит дико, хотя небезынтересно. Например, зимний Ленинград: девушки в цветных курточках спешат по своим делам, а рядом блокадники, кто в чем, тащат по проспекту 25-го Октября (нынешний Невский) на санях своих мертвых родственников. А рядом коротенькая подпись: «В Ленинграде теперь действует только один транспорт – это санки. На санках везут стариков, которые уже не могут ходить, и ослабевших детей. На санках везут топливо, домашний скарб, воду в бидонах и завернутых в тряпки мертвецов» (Из воспоминаний Софьи Лелюхиной).

Впрочем, чем дальше, тем происходящее чудовищнее. Разрушенный Петергоф, что еще более или менее понятно, но совершенно неожиданно опустошенный Выборг… «Освобождать в городе было некого <…> “Населения в городе нет, – вынужден был признать в своем дневнике 20 июня 1944 года Павел Лукницкий. – Пленные неохотно признаются: фашистские власти насильственно эвакуировали из Выборга все гражданское население, гнали мирных жителей из города, не позволяя им брать никаких вещей”» (Из статьи С. Глезерова «Штурм Выборга. 1944 год»). Захваченный нацистами Киев – на здании университета раскинула крылья германская свастика (и все это фотографирует турист в ярко-синих джинсах). Освобожденная Одесса, разгромленный, а через пару лет вырванный из лап врага Севастополь, русская армия, отчаянно сражающаяся за Керчь, и прочее, прочее.

Однако в альбоме нашли свое место не только русские фотоархивы, встречаются пусть и редкие, но немецкие снимки. Так, можно обнаружить памятный оттиск Гитлера на фоне Эйфелевой башни. Согласно воспоминаниям О. Дитриха, Париж немецкий лидер видел всего раз в жизни, в течение трех часов. «В шесть часов утра он проехал по почти безлюдному городу, посетил могилу Наполеона и осмотрел город с высоты Эйфелевой башни. На обратном пути он заметил, что Елисейские Поля, Триумфальная арка и площадь Согласия не произвели на него большого впечатления; он думал, что они больше и величественнее». Но именно после этой поездки Гитлер изменил план Берлина, увеличив ширину больших бульваров в три раза.

Впрочем, вторая часть сборника (за исключением некоторых страниц) посвящена триумфальному шествию советских войск по Европе. Вот ликующие жители Праги встречают наш танк, а рядом бредут ничего не подозревающие современные туристы. В Вене на площади перед Парламентом вместе с советскими солдатами танцуют счастливые и освобожденные австрийцы, а вдалеке едут дорогие машины и над Парламентом развевается цветной флаг. На другой фотографии советские войска готовят к бою зенитку на улице в восточной части Берлина, и тут же из-за угла выруливает желтый трамвай. И конечно, памятное фото – на заднем плане остов Рейхстага. «В Рейхстаге действительно царил беспорядок. Грязи, пепла – по колено. Стены в саже и копоти. В самом здании народу – не протолкнуться. Нашлись фотографы, и воины снимались со своими боевыми друзьями. Фотографировали все: Рейхстаг, площадь, подбитый “тигр”, статуи…» (Из воспоминаний С.А. Неустроева).

Конечно, этот альбом вмещает лишь несколько самых основных реконструкций и затрагивает далеко не все события Великой Отечественной войны. Но, судя по всему, Ларенков, до сих пор занимающийся в свободное время поиском мест сражений, свое дело продолжит и выпустит еще не одну книгу.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=3845