Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 23 сентября культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» получит сразу два музыкальных воплощения: в Московском детском театре эстрады состоится премьера оперы-фантазии «Мастер и Маргарита» Валентина Овсянникова, а в «Театре Александра Градского» презентуют аудио-оперу «Мастер и Маргарита», записанную известным рок-музыкантом на четырех CD.

Роман «Мастер и Маргарита» — очень благодатный сюжет для оперы. Особенно, если ее трактовать как фантасмагорию, а не акцентировать внимание на любовной, философской и религиозной темах, считает популярный исполнитель и композитор Александр Градский. «Роман большой, многоплановый и, конечно, некоторых персонажей в опере нет — нельзя объять необъятное. Опера и так идет почти четыре часа», — заметил Градский. А писалась она более тридцати лет:

«Я долго не решался приняться за оперу активно, как говорится, «взять быка за рога». Что-то придумывалось, например интересная мелодия, записывал ее, делал текстовые заметки. Поскольку роман мною очень любим, были определенные опасения, что можно испортить главное, не найти, если так можно сказать, «общего духа». То есть, удаляясь от прямого текста или пересказа, мне хотелось приближаться к нему духовно, идейно и даже эмоционально", — рассказал Александр Градский.

Валентин Овсянников, напротив, рассматривал роман Булгакова как «историю великой любви» и сделал главный акцент на образах Мастера и Маргариты. Композитор считает свое произведение фантазией, в которой исторические и мистические персонажи только дополняют основную сюжетную линию. Роман «Мастер и Маргарита» много раз экранизировали и ставили в театре. Есть и оперы на этот сюжет, и музыкальные постановки. Мощное переплетение библейской темы, мистических событий и реалий советской жизни 1930-х годов заинтересовало даже британского композитора Эндрю Ллойд Уэббера. Однако автор всемирно известных мюзиклов не довел дело до конца, признавшись, что не знает, как закончить произведение, хотя роман Булгакова по фабуле вещь завершенная. Писатель, правда, не успел сделать полную авторскую правку «Мастера и Маргариты» — смерть прервала работу в 1940 году. Роман ждал публикации почти тридцать лет, и с тех пор считается одним из лучших произведений русской литературы XX века. По результатам опроса, в этом году «Мастер и Маргарита» в очередной раз была названа россиянами любимой книгой.

Александр Градский уверен, что его «Мастер и Маргарита» не нуждаются ни в сцене, ни в экране. По его мнению, аудио-опера производит на слушателя гораздо большее впечатление, тем более, что в записи задействованы 57 первоклассных солистов и музыкантов. Издание оперы на компакт-дисках оформлено как книга, и это неслучайно, замечает Александр Градский:

«Люди слушают произведение, и у них — я это уже заметил — возникают ощущения, как после прочтения книги. Рождаются фантазии. Иногда они говорят: как здорово можно было бы это поставить. У них появляются варианты постановки, причем у каждого свой».

Возможно, он будет сильно отличаться от того спектакля, который предложил Валентин Овсянников. Двадцать пять лет он мечтал увидеть свою оперу на театральных подмостках. Красивый музыкальный спектакль поставили только в этом году, когда Московский детский эстрадный театр получил новое здание с большой сценой. Композитор уверен, что его опера будет понятна слушателям разных поколений, ведь ее музыкальная фактура проста и мелодична.

Татьяна Завьялова
http://www.ruvr.ru/main.php?&q=131483&cid=24&p=23.09.2009