Журнальный зал


Новости библиотеки

 Второй роман писателя, надежно скрывающегося под псевдонимом Анна Борисова, стал самой обсуждаемой книгой первых месяцев 2009 года. Причина такой популярности, впрочем, не в литературных достоинствах, а в масштабной рекламной кампании, совершенно неожиданной для смутных экономических времен. Даже не столько в самом масштабе этой кампании (хотя он впечатляет - наружная реклама накрыла буквально всю Москву), а в ее содержании: новинку хвалят Людмила Улицкая, Павел Санаев и Януш Леон Вишневский. Подобные прецеденты были у первого романа Борисовой "Там" и "Девятного Спаса" Анатолия Брусникина. Оба этих проекта, кстати, провалились. Но очередная попытка доказывает, что литературной мистификации так просто умереть не дадут. И вот уже критики в очередной раз спорят, кто скрывается за "Анной Борисовой": Борис Акунин (потому что любит эксперименты и имеет те же инициалы) или Александр Мамут (потому что очень уж литературой интересуется - сперва книготорговая сеть, потом и вовсе издательская группа). В общем, все поддерживают продажи в меру своих сил.

Меж тем "Креативщик", с одной стороны, по стилю похож на "Там" (тот же цикл новелл, в первом романе связанный общим началом и верберовским духом, во втором - рассказчиком), с другой - и это заметили многие критики - в художественном плане его превосходит. То есть налицо творческий рост. И благодаря этому росту новинка (за вычетом крайне неудачного названия, от которого невольно ожидается очередной "шедевр" социальной прозы в духе "Гастарбайтера", и совсем не тянущего на роман объема) получилась вполне читабельной.

Вкратце сюжет: в пустой квартире обычного питерского панельного дома с утра тяжело просыпается старик. Долго тщательно приводит себя в порядок, выходит из дома. А дальше начинается череда случайных встреч, в которых старик мало того, что обнаруживает себя тонким душевным диагностом и прекрасным рассказчиком (каждому встреченному он рассказывает именно ту историю, которая наиболее интересна собеседнику), да еще и молодеет час от часа. Так что вечером и вовсе оказывается маленьким мальчиком. Тогда он признается настигнувшему его в подъезде и, конечно, ничего не понимающему филологу, который, оказывается, следил за ним последние несколько часов, что он Демон. И в качестве награды за упорство и настойчивость проводит небольшой антирелигиозный ликбез, сводящийся к утверждению: Вера - это великая и печальная мечта человеческой души о том, что она на свете не одинока, что она кому-то нужна и важна, что она бессмертна. После чего заходит из обычного питерского подъезда в обычную питерскую квартиру. А из нее - на листе фанеры в окно, в ставшее вдруг парижским небо.

Незамысловатая композиция, простой и легкий язык, увлекательные истории (и, что немаловажно, компактный формат) - все это делает "Креативщика" неплохой книгой для чтения в общественном транспорте.
Соловьева Т.
Источник: У книжной полки.-  № 2.- 2009.- С.36