
Несмотря ни на бескрайние пространства, ни на богатырского размаха алкогольную тему, ни на загадочное шахтовое проклятие, история эта на самом деле очень тихая и камерная. Здесь нет ни проклятых русских вопросов, ни парадоксальных русских ответов, да и вообще никакой монументальной бытийной конструкции не стремится Андрей Геласимов возвести. По сути это просто роман-зарисовка из жизни - посмотри, проникнись и двигайся дальше. Такие зарисовки - форма, вообще-то, коварная: они являются популярнейшим прибежищем для писателей, которые наблюдать и описывать умеют, а на что-то посложнее наблюдения и описывания литературной дыхалки уже не хватает. Но это не случай Геласимова. "Степные боги" - такая зарисовка, что будет получше многих современных образцов русской прозы "с идеей". Это книга с просто потрясающей плотью, которая полностью компенсирует отсутствие всяких рефлексивных упражнений. Читать - простое и чистое удовольствие. Советская реальность Геласимова - реальность в высшей степени колоритная, осязаемо шероховатая-угловатая, с нотками классического русского абсурда (точнее, того, что было бы чудесным абсурдом, если бы не было чистой правдой). И - что особенно славно в наши времена поисков, метаний и ностальгических спазмов - начисто лишенная каких бы то ни было идеологических перегибов и заносов, зато с очень трогательной психологией и огромной любовью к смешной и несовершенной натуре человеческой. Японская же линия - воспоминания и мемуары Хиротаро - немедленно отзывается в сердце любителя литературы Страны восходящего солнца знакомой и милой нотой. Тут все... живое, больше ничего и не скажешь и больше ничего и не надо.
А после "Степных богов" в книге напечатана маленькая повесть "Разгуляевка" - своего рода при квел к Петькиной истории. Произведение второстепенное, но читать его приятно - так же, как фанатам Толкиена приятно после "Властелина колец" углубиться в "Сильмарилллион", "Детей Хурина" и иже с ними. Геласимовский эпос, ко всему прочему, по-настоящему затягивает.
Мельникова М.
Источник: Книжное обозрение.- 2009.- № 3.- C. 5