Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Кем была на самом деле Франсуаза Саган (настоящая фамилия Куарье)? «Прожигательницей жизни» – как порой она себя называла, мамзелью – обидное газетное прозвище, «очаровательным маленьким чудовищем» (критический термин Мориака) или заблудшим дитя, трепетным автором романов «Здравствуй, грусть», «Немного солнца в холодной воде», «В туманном зеркале» и прочих текстов, полюбившихся миллионам европейских и русских женщин? Думается, всем понемногу и никем в отдельности.

И что бы ни говорили и ни писали о Саган, почти все было правдой и ложью одновременно. На дотошные личные вопросы она только отшучивалась, пресекая любые попытки лезть в душу, допытываться, вынюхивать. Кем вы были? В ответ гладкая фраза: «Скандальной девушкой и буржуазной писательницей». «Ни для кого не секрет, что на протяжении значительного периода вашей жизни алкоголь был вашим постоянным спутником. Что вы в нем находили?» Еще более спокойный ответ: «Алкоголь был всегда моим верным сообщником. Его можно было разделить с другими, как хлеб и соль».

Впрочем, позже Саган признавалась, что порой специально культивировала миф о себе, прячась за маской юной особы, разъезжающей по вечеринкам в открытом автомобиле. «Я стала пленницей стереотипов. И некуда бежать. Я обречена всю жизнь слушать плоские остроты проспиртованных личностей, которые бормочут английские выражения, цитируют известные афоризмы и у которых не больше мозгов, чем у подопытного цыпленка…» И уже много позже давала понять журналистам: не всему написанному о ней стоит верить. К большинству россказней стоит относиться скептически.
 

Однако о главных вещах Саган всегда говорила резко и открыто: деньги – не имеют значения, машина – необходима для скорости, алкоголь – для сближения, некоторые люди – чтобы не быть одинокой, книги – дабы ощутить ценность жизни. А в остальном высказывания отстраненные и даже высокомерные: «Я презираю людей, которые стремятся к надежности, дающей спокойствие. Мне дают отдохновение только излишества, интеллектуальные или физические. Меня влечет все то, в чем нет надежности. Я не ищу безопасности, не знаю даже, нравится она мне или нет. Не знаю, что об этом думать. И я об этом не думаю. Мне не нравится ни обладать деньгами, ни их экономить».

И все же, какой бы позитивный образ не проступал на страницах, Франсуаза Саган была той еще штучкой. Кстати, в сборник вошли две книги: «Ответы» 1974 года – избранные места из интервью, вышедшие сразу после публикации первого романа «Здравствуй, грусть», и напечатанные через несколько лет (1992 год) «Реплики» – высказывания Саган по тем или иным вопросам.

Будучи неуправляемой с детства, Франсуаза частенько теряла контроль в юности, и в более зрелые годы. К тому же ранний успех и достаточно свободное воспитание послушания ей не прибавляли. «Родители следили за тем, что вы читаете?» «О, они не забивали себе голову такими пустяками!» Да и автомобильная авария, перевернувшая всю ее жизнь, тоже внесла печальную лепту.

Почти каждая история из этой книги показательна. Даже публикация «Здравствуй, грусть» обросла россказнями. По легенде, долго кормя родственников историями о том, что пишет роман, Саган в итоге вынуждена была засесть за письменный стол. И чудо! Прославилась с первой же книгой («Здравствуй, грусть» был опубликован, едва Саган исполнилось 19 лет). А что же родители? «Когда я сказала дома, что я писатель, моя мать ответила: “Лучше бы ты не опаздывала к обеду, и вообще тебе не мешало бы причесаться”, а мой отец рассмеялся. Я хотела им сказать, что способна совершить хоть что-то. Я не давала им читать роман до тех пор, пока не принесли корректуру. Когда они его прочли, то сказали: “С чего это вдруг ты сочинила такую историю? Хотя написано вполне недурно”. В нашей семье все очень вежливы друг с другом, что приятно».

Есть в книге и рассуждения о литературе – суждения, как всегда категоричные и отстраненные. Хотя о Сартре и Прусте (кстати, псевдоним Саган Франсуаза почерпнула на страницах последнего) писательница могла говорить часами. И эти рассказы ее занимали куда больше, чем беседы о буржуазном происхождении и невероятном успехе. А ослепшему Сартру Саган однажды написала письмо (через тридцать лет после первой прочитанной книги), которое опубликовали в газете «Эгоист». Писатель же был растроган и пригласил поклонницу на обед. С этого момента началась странная и короткая дружба.

Еще Саган горячо интересовалась политикой. Заявляя чистосердечно: «Я не принадлежу ни к одной политической партии, но я симпатизирую левым. Я ненавижу убивать, если бы началась война, я уехала бы. Куда? Не знаю… но если бы нас завоевали фашисты, я сражалась бы. Я непременно сражалась бы за свободу против несправедливости». И особенно неправомерным считала социальное неравенство. Ненавидела телевидение. Вернее, все то, что крадет у человека его личное время.
Но кино ценила. В книге представлены эссе Саган о любимых актерах и режиссерах. Брижит Бордо, Катрин Денев, Жерар Депардье и многие другие. В последнем она, кажется, находила нечто для себя более созвучное…

В общем, перед нами все та же лукавая и неуловимая Франсуаза Саган…
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2722&pn=1