Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Обилие литературы об Элвисе Пресли не столько раскрывает, сколько запутывает его образ, его корни и подлинную роль, которую «король рок-н-ролла» сыграл в истории мировой и американской культуры. И не только культуры, что становится очевидным, если не творить очередную легенду, сообразуясь лишь с произвольными авторскими желаниями или эмоциональными ожиданиями поклонников, а твердо и логично вывести следствие из сочетания верно выявленных причин.

Именно такую цель поставил перед собой продюсер Себастьян Даншен, и сегодня мы можем оценить его оригинальное и очень серьезное произведение, созданное не по банальным канонам пропаганды развлечений. Вот, например, как вам такая мысль: «Эволюция американского менталитета через песни и фильмы Элвиса нашла свое логическое завершение в приходе в Белый дом детей Дальнего Юга – Линдона Джонсона, Джимми Картера, а затем и человека из поколения Пресли – Билла Клинтона, после долгой череды представителей высшей буржуазии с Северо-Востока во главе с Франклином Рузвельтом». Казалось бы, при чем тут такая высокая политика? А при ней какие-то «дети Юга»? «Буржуазия Северо-Востока»? Ну, да, была у них там своя война, но неужели это смутное время не унеслось ветром еще полтора века назад? Нет, не унеслось…

Война, конечно, давно закончилась, но разница двух Америк осталась – даже до сих пор. Даже не двух, ибо «Америк» на самом деле гораздо больше. Это аксиома для американских политиков, экономистов, историков и … музыковедов, да-да, особенно специалистов по блюзу: «верхушка общества, индейцы, чернокожие и белая беднота – они не стали бы вдруг слушать одно и то же, любить одно и то же». А есть еще религия, очень важный для Америки фактор. Она там вроде бы одна, христианская, но какая огромная разница исконно существовала в ней между «пуританским и рациональным прочтением Библии отцами-основателями» и «пламенными речами проповедников, с яркими суевериями и эсхатологическими представлениями, вобравшими в себя духовность конфедератов». Религия, сближавшая бывших рабов и их бывших владельцев, за несколько веков победила «сухопарую» духовность победителей. Кстати, не в малой степени благодаря одному из своих столпов – пастору Мартину Лютеру Кингу, который был и сверстником Пресли, и кумиром, ничуть не меньшим, чем он.

«Это история артиста, обратившего свой слух к волшебству и красоте грубого музыкального искусства и рисковавшего остаться не услышанным. Это история сына, искалеченного любовью своей матери, изолированного своим статусом секс-символа. История наивного певца, которым манипулировал делец, одержимый манией успеха. История покорной жертвы общества потребления, витриной которого он являлся, вынужденной вести в безнадежном одиночестве повседневную жизнь всеядной Америки “пепси-колы”, витаминизированных гамбургеров, амфетаминов и барбитуратов, пока их передозировка не вызвала смерть. Я хотел показать нелепость и величие этой взрывной судьбы, романтического героя, раздавленного собственным имиджем, но главное – портрет эпохи, когда Америка создавала свой новый образ».

Итак, портрет героя и эпохи – это, во всяком случае, не халтурно, на это стоит потратить время.

http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=2478&pn=1