Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Первые страницы первой биографии Алексея Навального создают у читателя впечатление, что ее автор — идиот. На самом деле это не так; просто он, во-первых, плохо пишет по-русски — но это не беда, поскольку текст по большей части представляет собой прямую речь Навального, а тот говорить умеет, — а во-вторых, простодушно очарован своим героем, и это обстоятельство неожиданно даже придает портрету объективность: не видя пятен на солнце, автор не может и не хочет их ретушировать.

Перед нами практически житие. Согласно канонам этого жанра, все те качества, за которые мы ценим Навального сегодня, были присущи ему практически с колыбели: в школе хорошо учился, но получал дисциплинарные взыскания за привычку резать учителям правду-матку, студентом не брал в рот спиртного, примерный патриархальный семьянин, крестится на все церкви — в общем, «младенцем в среду и пятницу не брал грудь матери». И так далее — его скромному и бескорыстному труду обязана своей былой славой партия «Яблоко», отплатившая впоследствии черной неблагодарностью.

Наверное, человек, сколько-нибудь общественно-политически подкованный, и просто читатель ЖЖ navalny не почерпнет для себя в книжке Воронкова ничего нового — но книжка адресована не ему. Навальный — первый человек, который задолго до последних событий пробудил интерес к политике в людях, бесконечно от нее далеких. А сегодня, в свете последних событий, когда даже главный редактор Yoga Journal задается вопросом: «Должны ли йоги быть политически активными? Должны ли они самоорганизоваться и идти на митинги вместе? Сделать тысячу Поз Воина на Болотной площади?» — настало время поговорить о политике языком обывателя.

Призыв Навального к каждому «посвятить 15 минут в день борьбе с режимом» лег на возделанную почву. Он просто придал политический вектор теории малых дел, давно витающей в воздухе и сформулированной Юрием Сапрыкиным в колонке, посвященной Филиппу Бахтину, который оставил пост главного редактора журнала «Эсквайр», чтобы заняться устройством детских лагерей: «По мысли Бахтина, подобного рода создание более человечной среды — первый шаг к тому, чтоб люди перестали ссать в подъездах, а Центризбирком прекратил мудрить с результатами голосования». Только если в мысли Сапрыкина — «вместо того чтобы в сотый раз объяснять давно понятные вещи, пойти и покрасить забор» — сквозил фатализм, то Навальный сделал второй шаг.

Книга Воронкова — чтение не только увлекательное, но и оптимистическое. И вот почему. Хорош или плох Навальный, но интерес к нему — человеческого свойства; как пишет с сочувствием автор, Навальный не может позволить себе дать взятку гаишнику или завести любовницу — «на него смотрят даже не через увеличительное стекло, а прямо через электронный микроскоп». Мы как будто переместились в утопическую реальность сериала West Wing, где президент США действительно должен быть хорошим человеком и не врать избирателям даже о состоянии собственного здоровья, не то за него не проголосуют. 10 декабря на митинге в Санкт-Петербурге один из ораторов кричал: «Где Людмила Путина?! Где дочки Владимира Путина? Кто такой Владимир Путин — он человек или андроид?»

Это и есть настоящая политика.

http://www.openspace.ru/literature/events/details/32819/?expand=yes#expand