И отчего же в общем хоре
душа не то поет, что море,
и ропщет мыслящий тростник?»
Ф. Тютчев.
Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами.
Но конфликт – это еще и процесс принятия решений и сила, формирующая порядок.
В данном путеводителе будут рассмотрены различные подходы к проблеме конфликта в психологической, юридической теории, структура, типы, причины, возможные пути разрешения конфликтов.
I. Психологическая консультация: Сущность и структура конфликта
В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» совершенно оправдан. Вследствие этого данный раздел путеводителя предназначен для того, чтобы раскрыть Интернет-ресурсы с целью определения понятия и структурных составляющих конфликтных ситуаций. |
1. Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер. Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации [Электронный ресурс] // Пси-шпаргалка. – Режим доступа: http://www.psylist.net/pedagogika/1.htm |
|
2. Конфликты учеников и учителей Конфликты учеников и учителей... В их основе лежит «человеческий фактор»: дети не могут быть всегда послушными, а их наставники - терпеливыми. Полезные статьи [Электронный ресурс] // Информационный портал "Восток-Онлайн". – Режим доступа: http://www.vostok-online.ru/articles.php?showArtDetails=1&artId=17 |
|
3. Борисова Л.Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество? Рубрика «Социальный портфель педагога» Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами. На данной страничке вы сможете найти следующую информацию: О понятии "конфликт" Педагогический конфликт - "плюсы" и "минусы" Причины конфликтных отношений в школе Успеваемость - причина или следствие конфликтных отношений? Борисова, Л.Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество? [Электронный ресурс] / Л.Г.Борисова // ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/1805 |
|
4. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам. В данном документе рассмотрены такие темы: 1. Понятие конфликта. 2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. 3. Особенности педагогических конфликтов. 4. Причины конфликтов. 5. Стиль поведения в конфликтной ситуации. 6. Психологический анализ конфликтов. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Электронный ресурс] // МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2". – Режим доступа: http://mif106.narod.ru/ |
|
5. «Синтон». «Синтон» — крупнейший в России центр психологических и личностных тренингов, которые помогают людям становиться успешнее и гармоничнее. Тренинговый центр «Синтон» работает уже 25 лет, за эти годы нами разработано более 50 авторских психологических тренингов и семинаров по самым разным темам, важным для личностного роста. Ежегодно наши тренинги проходят более 3000 участников. В рубриках «Воспитание подростка», «Воспитание личности» предлагается вашему вниманию некоторые советы Януша Корчака — личности уникальной, одаренной, своеобразной на темы: «Наказание без наказания», «Как стать больным и нищим?» А также здесь Вы можете найти статью Д. Шевчука «Конфликты: избегать или форсировать» Шевчук, Д. Конфликты: избегать или форсировать [Электронный ресурс] / Д.Шевчук // Синтон». - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/3520.html?current_book_page=14 |
|
6. Конфликты в педагогической деятельности учителя и их разрешение (в рамках личностно- ориентированного подхода к обучению). Материал для РМО биологов. Общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов, и каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конфликт – это процесс принятия решений и сила, формирующая порядок. В данном исследовании рассмотрены различные подходы к проблеме конфликта в социологической теории, структура, типы и причины конфликтов. Конфликты в педагогической деятельности учителя и их разрешение [Электронный ресурс] // Педсовет. – Режим доступа: http://dremljugaj.ucoz.ru/publ/konflikty_v_pedagogicheskoj_dejatelnosti_uchitelja_i_ikh_razreshenie/1-1-0-3 |
|
7. Конфликтология. Конфликты на различных уровнях социальной системы. В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: • ученик — ученик; • ученик — учитель; • учитель — учитель. Конфликтология [Электронный ресурс] // Русский Гуманитарный Интернет-Университет, 2000-2011. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/31.aspx |
|
8. Конфликты с учителями. |
|
9. Педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия. Особое место в педагогическом общении занимает конфликт. На сайте для учителей и родителей опубликована статья на тему конфликт в учебной среде. Технология воспитания и личность учителя [Электронный ресурс] // elenasadigova © 2011. – Режим доступа:http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/tekhnologija_vospitanija_i_lichnost_uchitelja/51-1-0-247 |
|
10. Отношения с учителями. На сайте рассмотрены следующие вопросы: - Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем? - Как найти выход из "безвыходной" ситуации? Отношения с учителями [Электронный ресурс] // Copyright MyCorp © 2011. – Режим доступа: http://syperdetki.ucoz.ru/news/otnoshenija_s_uchiteljami/2009-11-06-175 |
II. Психологическая помощь: Диагностика и профилактика конфликтов.
Мало найдется проблем между учителями, учениками и их родителями, которые можно было бы решить в один миг.
Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают в цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. Данный раздел путеводителя «подскажет» Вам, как в конкретной ситуации следует выявить источник конфликта и как заняться разработкой политики по его разрешению.
1. В июне 2009 года на данном сайте работает новая рубрика «Школа для родителей». Эту страничку ведет Безруких Марьяна Михайловна — академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 г.), заведующий лабораторией развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ. На сайте можно найти статьи на темы: «Ребенок в ситуации конфликта между родителем и учителем», «Трудные ситуации в общении с детьми. Как преодолевать конфликты». Безруких, М.М. Ребенок в ситуации конфликта между родителем и учителем [Электронный ресурс] / М.М. Безруких // Образовательный центр ОАО «Газпром»– Режим доступа: http://www.gazpromschool.ru/teachers/psixolog/konflikt.html |
|
2. Детская психология. На страничке данного сайта в рубрике: «Детская и семейная психология» Вы сможете найти информацию по теме: «Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить» Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать – каждый родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала стоит поискать компромисс? Куценко, Е. Детская психология [Электронный ресурс] / Е.Куценко. – Режим доступа: http://dp.17ya.ru/?p=3282 |
|
3. Конфликт с учителем. На сайте опубликована статья «Конфликт с учителем», которая разделена на разделы: Из-за чего сыр-бор? Мальчики лидируют Стратегия и тактика Профилактические меры Мария Баулина Конфликт с учителем [Электронный ресурс] // Здоровье школьника»1999-2011, Mail.Ru. – Режим доступа: http://deti.mail.ru/roditeljam/7-12_let/razvitie_i_obuchenie/konflikt_s_uchitelem/ |
|
4. Особенности конфликтов между учителями и учениками. В данной статье рассмотрены такие вопросы, как конфликты деятельности, конфликты поступков, конфликты отношений, рекомендации учителю по профилактике конфликтов. Особенности конфликтов между учителями и учениками [Электронный ресурс] // Школа №1. Город Серпухов Copyright © 2010. – Режим доступа: http://www.serpschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=18 |
|
5. Ресурс МОУ СОШ № 12 с. Дивноморское. На сайте опубликована статья «Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить» Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить [Электронный ресурс]// Copyright МОУ СОШ №12 с. Дивноморское © 2011. – Режим доступа: http://12.gelschool.ru/index/konflikty_roditelej_i_uchitelej_pochemu_oni_voznikajut_i_kak_ikh_uladit/0-92 |
|
6. Классный час по теме "Конфликт". На сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в разделе «Классное руководство» напечатана статья, в которой представлен сценарий классного часа по теме «Конфликт». Основные цели урока: • рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми; • научить участников конфликта успешно решать его; • помочь родителям, классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций. Классный час по теме "Конфликт" [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/569868/ |
|
7. Конфликты в школе: кто виноват? На сайте «Леди мама» опубликована статья «Конфликты в школе: кто виноват?» Марченко, О. Свежие записи [Электронный ресурс] / О.Марченко // Дизайн от Themefuse & bamboo, 2009. – Режим доступа: http://ladymama.ru/forum6/topic1396.html |
|
8. Проблема конфликтности в подростковом возрасте. Данная проблема неоднократно рассматривалась в психолого-педагогической литературе. В одной из недавних публикаций журнала «Вопросы психологии» уже приводились материалы о конфликтных взаимоотношениях подростков со сверстниками. На сайте представлена работа И.М.Вереникиной «Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке», в которой автор останавливается на анализе возникающих на уроке конфликтов подростков с учителем. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ [Электронный ресурс]// Вопросы психологии. – 1985. – июнь. – 25. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/863/863071.htm |
|
9. "Социосфера". На сайте опубликована статья С. А. Слепцовой «Условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником». В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее (М. М. Рыбакова, И. А. Зимняя, С. М. Илюсизова). «Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности» (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов). Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конструктивного разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» совершенно оправдан. И данное исследование, направленное на изучение формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учитель-ученик», является одной из составляющих продуктивного (конструктивного) разрешения этой проблемы. Слепцова, С.А. Условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником [Электронный ресурс] / С.А.Слепцова // Социосфера. - 2010. -№ 4. – Режим доступа: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/zhurnal_quot_sociosfera_quot_2010_god/sociosfera_4/uslovija_konstruktivnogo_razreshenija_konfliktov_mezhdu_uchitelem_i_uchenikom/12-1-0-255 |
|
10. «Личностный рост и саморазвитие». Сайт «Личностный рост и саморазвитие» призван помочь вам стать счастливым человеком, используя инструменты личностного роста. Цель сайта – предоставить полезную информацию о том, как: Преодолеть страхи и фобии. Снять стресс и избавиться от депрессии. Изучить практическую психологию Избавиться от курения Заниматься спортом и фитнесом Применять знания из народной медицины, А также выйти из конфликтной ситуации и конфликта И много другой полезной и нужной информации для вашего здоровья и личностного роста. Личностный рост и саморазвитие [Электронный ресурс] // Copyright © 2010 . – Режим доступа: http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/vichod-iz-konfliktnoy-situatsii-i-konflikta.html |
|
11. Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей. В данный момент основная задача проекта состоит в том, чтобы создать пространство, где родители получили бы возможность общаться с педагогами и психологами. Это необходимо всем нам, а в первую очередь Нашим Детям! На сайте представлены статьи, игры, тесты игры, вопросы-ответы, в том числе и игровые методы разрешения конфликтов. Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей [Электронный ресурс] // Pan Russian Group. – Режим доступа: http://www.eti-deti.ru/autotrening/172.html |
|
12. Конфликт "ученик – учитель". Действия классного руководителя в конфликтной ситуации. "Менеджер образования" - это портал сообщества специалистов сферы образования. Мы создали портал для тех, кто является профессионалом в управлении школой или детским садом, интересуется современными тенденциями сферы образование и активно работает в этой области. Миссия сайта: помочь руководителям образовательных учреждений, менеджерам образования, в поиске информационных ресурсов, необходимых при принятии эффективных управленческих решений. Поэтому здесь Вы сможете найти информацию на следующие вопросы: • Причины возникновения школьных конфликтов • Алгоритм действий учителя • Сказкотерапия в конфликтной ситуации • Профилактика образования конфликтов • Советы родителям Гайдучик, И.Ю. Конфликт "ученик – учитель". Действия классного руководителя в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] / И.Ю.Гайдучик // Справочник классного руководителя. – 2009. - № 7. – Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9812&catalogid=27 |
|
13. «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения». На сайте опубликован доклад, подготовленный к семинару "Конфликт между учителем и учащимся: формула решения" Конфликт между учителем и учащимся: формула решения [Электронный ресурс] // МОУ УСОШ №2 им. Сергея Ступакова. – Режим доступа: http://schola2c.ucoz.ru/publ/shkolnyj_psikholog/socialnyj_pedagog/konflikt_mezhdu_uchitelem_i_uchashhimsja_formula_reshenija/37-1-0-144 |
|
14. На сайте «АТМОСФЕРА» предлагаются «Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель – ученик». Гуманные способы разрешения проблемных ситуаций и педагогических конфликтов в системе «учитель – ученик» [Электронный ресурс] // Anatoly Tryapelnikov. – Режим доступа: http://www.author-edu.ru/dr_info/?q=node/49 |
III. Юридическое содействие: Рекомендации по разрешению конфликтов.
Этот раздел путеводителя поможет Вам найти ответы на следующие вопросы: какими правами обладают ученик и его родители; какими правами обладает учитель; как оцениваются знания ученика в школе; кто устанавливает критерии оценки знаний ученика; куда пожаловаться на учителя, на директора школы; как защитить ребенка от произвола учителя? И много другой полезной информации.
1. Конфликт с учителем в школе. Куда пожаловаться? Знаете ли Вы, что у 70% населения есть множество вопросов в области права, не связанных с критическими жизненными ситуациями? Однако люди не готовы обращаться к адвокатам за юридической консультацией, так как не знают куда идти; не знают, сколько стоят услуги; не могут решиться на звонок. ЮрЭкспресс - инновационное юридическое агентство специализирующееся на дистанционных юридических консультациях. Зачастую очень сложно разобраться в объективности претензий, которые педагоги высказывают детям. Именно детям! За юридической помощью в школьных конфликтах обращаются родители, которые считают, что учитель умышленно и чрезмерно притесняет их ребенка. Проблема осложняется тем, что преподаватель не обсуждает сложную ситуацию с мамой и папой, а направляет всю мощь своего авторитета напрямую на ученика: «недостатки» его личности обсуждаются с одноклассниками, ребенка могут отсадить в столовой за отдельный стол и оставить завтракать в одиночестве на глазах у всех. Разумеется, отношение учителя сказывается на оценках и в дневнике появляются двойки. Понимая, что у ребенка назревают неприятности в школе, родители задаются вопросом: «А можно ли ставить такие оценки ученикам младших классов? Каковы критерии оценки знаний?» Что делать родителю в таком случае? Каковы должны быть его действия? Эта статья поможет Вам найти ответы на следующие вопросы: • какими правами обладают ученик и его родители; • какими правами обладает учитель; • как оцениваются знания ученика в школе; • кто устанавливает критерии оценки знаний ученика; • куда пожаловаться на учителя, на директора школы; • как защитить ребенка от произвола учителя; • какие оценки имеет право ставить учитель в начальной школе (1, 2, 3 и 4 классы); • можно ли ставить двойки за знания и/или за поведение? Юридическое агентство "ЮрЭкспресс" [Электронный ресурс] // Суперинформ. – Режим доступа: http://education.superinform.ru/articles/2 |
|
2. Школьная скамья подсудимых. Это раньше все шероховатости и острые углы взаимоотношений учителя и ребенка должны были сглаживать родители. Теперь в России новая тенденция: педагоги и ученики выясняют отношения в суде. Судьи вынуждены признать, что школьные конфликты — одни из самых жестоких, а главное, бессмысленных. В рубрике сайта «Общество и жизнь» можно найти информацию на темы: «Школьная скамья подсудимых», «Верните учителю уважение!», «Война» учеников и педагогов распространена и на Западе», «Беды ребенка — от учителя». Школьная скамья подсудимых [Электронный ресурс] // Mail.Ru. – Режим доступа: http://news.mail.ru/society/1694173/ |
|
3. Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников. Социальная сеть JustSay.ru – это сайт знакомств, сервис общения и обмена новостями. Здесь можно познакомиться с пользователями, принимая во внимание их уровень ума, культуры, чувства юмора и, конечно же, симпатичности. Вы можете публиковать свои комментарии или обсуждать уже существующие новости. А можно принять участие в дуэлях и блеснуть уровнем своей эрудиции в виртуальной схватке с противником! Здесь же Вы сможете найти статью «Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников» Все чаще суд решает конфликты учителей и учеников [Электронный ресурс] // JustSay – Режим доступа: http://www.justsay.ru/vse-chashhe-sud-reshaet-konflikty-uchitelejj-i-uchenikov-3177 |