Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Методические рекомендации в помощь проведению мероприятий к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

1 апреля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения одного из великих классиков русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Его произведения были одними из самых популярных, его личность – одной из самых загадочных.

 О Гоголе накопилась огромная, почти необозримая литература. Между тем мы до сих пор не имеем его полной научной биографии. «Биография всякого известного и почему-нибудь замечательного человека, - писал С.Т. Аксаков, - представляет много затруднений… Гоголя, как человека знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он был… не всегда откровенен. Кто не слыхал самых противоположных отзывов о Гоголе? Одни называли его забавным весельчаком, обходительным и ласковым, другие – молчаливым, угрюмым и даже гордым; третьи – занятым исключительно духовными предметами… Одним словом, Гоголя никто не знал вполне».

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта по ст. стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы Гоголя прошли в имении его родителей Васильевка, неподалеку от села Диканьки. От своей бабушки Татьяны Семеновны Гоголь слушал долгими вечерами народные украинские песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах русской и украинской истории, о запорожской казачьей вольнице.

В 1818 году Гоголь уехал учиться в Полтаву, а в 1821 году – в открытую в г. Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Уже в Нежине вполне определились склонности его характера, как, впрочем, и другие черты – любовь к книгам, чтению, театру, шутке. О нежинских гимназических годах, о начале творческого пути Гоголя читатели могут узнать из беседы «…Я совершу свой путь», в основу которой положен рассказ В.Воропаева, помещенный в журнале «Библиотека».-1984.-№4.-С.49-52.

Беседа рекомендуется для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Она может быть использована как материал для страницы устного журнала.

Прекрасным материалом для беседы, обзора, литературного часа, устного журнала может служить публикация «Творческий путь» (дополнительный материал о жизни и творчестве Гоголя), напечатанный в журнале «Читаем, учимся, играем».-2004.-№1.-С. 17-19, автор Н.Ф. Краснобаева.

Неординарным материалом для беседы, устного журнала, литературного вечера является статья А. Мелихова «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им», напечатанная в журнале «Звезда».-1997.-№3.-С. 204-210. В статье автор приводит слова Мережковского: «Гоголь – первый увидел невидимое и самое страшное, вечное зло не в трагедии, а в отсутствии всего трагического, не в силе, а в бессилье, не в безумных крайностях, а в слишком благоразумной середине». Вечное зло пошлости, стирающей в серую пыль все крупное и яркое, а вовсе не преходящие несовершенства социального устройства,- вот единственный предмет гоголевского творчества.

В самих гоголевских текстах нет и тени того, что напомнило бы серую пыль. Наоборот – все сверкает и гремит! Дорога до местечка Сорочинцы кипит народом, ярмарка гремит, подобно водопаду; слова оказываются едва ли не аппетитнее самих вещей: горячий кныш с маслом, варенуха с изюмом и сливами…

«Испепеленным» назвал Гоголя В. Брюсов, настаивая на том, что Гоголь – не скромный художник-реалист, а неистовый гиперболизатор. Для Гоголя нет ничего среднего, обыкновенного, он знает только безмерное и исключительное. Но разве это так плохо? В глубине души так думали многие, но Гоголь осмелился высказаться на всю Россию. 

Автор отмечает, что знакомясь с миром гоголевских героев, хочется облизнуться от удовольствия, читая о каком-нибудь Ноздреве или Собакевиче, т. к. погружаешься в истинную великую литературу, мудрую, искрометную и близкую каждому человеку.

Для беседы, литературного часа можно использовать также статью А. Корнеева «Поэт жизни действительной», опубликованной в журнале «Библиотека».-1984.-№5.-С.31. В статье рассказывается о том, что Гоголь составил из персонажей своих произведений целую лестницу чинов, именуемую «Табель о рангах», который был введен Петром 1 и просуществовал без малого двести лет. Его величество ЧИН властно вмешивался в жизнь гоголевских персонажей, становился движущей силой развития сюжета. И, несмотря на столь отдаленное время, герои Гоголя не теряют своей актуальности.

Интерес для беседы, литературного часа для старшеклассников о жизни и творчестве Гоголя представляет статья К. Викторовой «Тайна кончины Н. Гоголя», напечатанная в журнале «Родина.-1998.-№3.-С.94-96. Автор статьи отмечает, что, несмотря на обширное эпистолярное наследие писателя, современным читателям личность Гоголя, его духовная жизнь до сих пор представляются загадкой. В биографической литературе по-прежнему произведение «Выбранные места из переписки с друзьями» трактуется как «оскудение» писательского дара, а сожжение второго тома «Мертвых душ» биографы объявляют признаками душевной болезни, «психологическим и творческим кризисом» Гоголя. Эссе представляет собой попытку по-новому взглянуть на неясные моменты жизни Гоголя, его творчества и трагической кончины великого писателя и человека.

Для проведения мероприятий по произведениям писателя предлагаются сценарии литературных игр, вечеров, вечеров-встреч с героями Гоголя.
 
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, произведение, в которое он вложил самые сокровенные думы. Таким произведением для Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Писательская жизнь Гоголя продолжалась 23 года. Из них около 17 лет были отданы работе над «Мертвыми душами». По этому произведению можно рекомендовать материалы к интеллектуальному марафону для старшеклассников «Галерея гоголевских портретов», автор Е.Н. Крыкова. Разработка содержит: справку об истории написания поэмы, разминку участников марафона, литературные игры: «Лавка забытых вещей», «Литературное ассорти», викторины: «Флора и фауна», «По городам и весям», «Цепочка», «Кулинарный», «О, мода, мода !», «Чей это портрет?», а также конкурс капитанов. Сценарий напечатан в журнале «Читаем, учимся, играем».-2005.-Вып. 5.-С.46-51. 

Большой интерес представляет сценарий литературного вечера для старшеклассников «В сердце моем Русь – одна только прекрасная Русь…», автор – драматург Муза Гураева. Этот вечер предполагает пять участников. Первый представляет письма Гоголя, его мысли, высказывания, исповеди. Он будет выступать с позиции писателя. Второй – исследователь. Его интересует история создания произведений, детали жизни писателя. Он всегда старается найти новый поворот в теме. Третий несет в себе линию «ретро». Он будет возвращаться к годам минувшим, проводить параллели, отыскивать истоки. Четвертый ведет линию адресатов Гоголя. Он знает многое о тех людях, которые окружали писателя, влияли на его жизнь. Пятый представляет литературных героев Гоголя. Ему должен быть свойствен артистизм и хотя бы минимальный дар перевоплощения. Сценарий напечатан в журнале «Библиотека».-1982.-№7.-С.59-64. 

Для учащихся среднего школьного возраста можно провести вечер- встречу с героями произведений Н.В. Гоголя. Примером такого вечера может служить сценарий Г.Г.Ильдюгановой «На ярмарке Н.В. Гоголя», напечатанный в журнале «Читаем, учимся, играем».-2005.-Вып.11.-С.82-83.

«Вечера на хуторе близь Диканьки» – одно из самых увлекательных произведений. В нем пленительные пейзажи украинской природы, картины народной жизни сочетаются со старинными преданиями и фантастическим вымыслом. По этому произведению рекомендум три сценария: урок-игру О. Харитоновой «Поэтические грезы Гоголя», напечатанный в журнале «Литература».-2008.- №2.-С. 6-10, спектакль Н.Ф. Краснобаевой «Чудеса да и только», помещенный в журнале «Читаем, учимся, играем».-2004.-Вып.1.-С. 11-14, литературную игру Т.А. Гайваронской «Улыбка и смех – это для всех», напечатанной в том же журнале на с. 20-22.

Мероприятия по произведениям Н.В. Гоголя можно проводить круглый год.

В январе, в связи с рождественскими праздниками, рекомендуем провести литературные вечера по рассказу «В ночь под рождество».
В марте во время Недели детской и юношеской книги хорошо провести литературные игры, викторины «Герои произведений Н.В. Гоголя» для уч-ся среднего и старшего школьного возраста.
К 1 апреля – Дню смеха и дню рождения писателя можно проводить литературные вечера, игры, литературные турниры «Гоголь улыбается».
В мае, ко Дню славянской письменности и культуры рекомендуем провести фестиваль или праздник украинской культуры по народным обрядам и традициям и произведениям Н.В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» и др.).
В июне, июле во время работы с л/л отдыха детей можно проводить турниры знатоков произведений Н.В. Гоголя, литературные часы с демонстрацией художественных фильмов по произведениям Гоголя («Вечера на хуторе близь Диканьки» и др.).
В сентябре, октябре можно провести серию библиотечно-библиографических уроков по произведениям Н.В. Гоголя.
В отделе искусств рекомендуем мероприятия на темы «Гоголь и театр», «Произведения Н.В. Гоголя в музыке», «Шедевры Гоголя в кино» и т. д.

Многие из рекомендуемых сценариев помещены в приложении к методическим рекомендациям. 

Составитель: Ведущий методист ОМО ЦГБ им. Горького Горшенина Л.В.