Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Мартин Эмис - английский прозаик и критик. Ворвавшись в возрасте 24 лет на литературную сцену, Эмис завоевал репутацию ведущего английского писателя конца 20 в., нередко сравниваемого с В.Набоковым и С.Беллоу. По признанию критиков, Эмис – «писатель, повелевающий словом, изобретательный и беспощадно-остроумный критик общества». Беллоу в биографическом очерке приравнивал Эмиса-стилиста к Г.Флоберу и Дж.Джойсу.

Родился Эмис 25 августа 1949 в Оксфорде в семье писателя К.Эмиса. В детстве много разъезжал с родителями, сменил 13 школ в Англии, Испании и США. В 1971 с отличием окончил Оксфордский университет. О своих студенческих годах Эмис написал в составленной Энн Туэйт книге «Мой Оксфорд» (1977). С 1971 рецензировал книги для лондонской «Обсервер», потом стал сотрудником «Таймс литерари сапплемент», прошел путь от редакционного помощника до редактора отдела прозы и поэзии. В 1975–1979 был заместителем литературного редактора, затем литературным редактором еженедельника «Нью стейтсмент». Обсудив со своим отцом выбор карьеры и стиля, с 1980-х,  младший Эмис возвращается от литературной журналистики к написанию художественных произведений, но не прекращает писать рецензии и статьи.

Зачастую написанная Мартином сатира настолько злобная, язвительная, что выходит за все рамки каустической комедии, которую писал его отец. На стиль написания романов Мартином Эмисом оказывают влияние темные аспекты современного английского общества.

В 1973 Эмис удачно дебютировал романом «Бумаги Рейчел». Действие романа происходит за сутки до того, как герою-повествователю, Чарлзу Хайвею, исполнится двадцать, и сосредоточено на его болезненных амурных переживаниях. Критики, за малым исключением, оценили мастерство создания комических ситуаций. В 1974 книга удостоилась премии Сомерсета Моэма. Следующий роман, «Мертвые младенцы» (1975), – гротескная история беспрерывного и не приносящего удовольствия потребления наркотиков, неудовлетворенной половой страсти и безудержной жестокости и насилия. Воссоздающие это сцены следуют одна за другой, однако энтузиазм автора, ищущего все новые выразительные средства, не убывает. Критик М. Мейсон отмечал, что «мизантропия Эмиса-сатирика питается в этом романе его ненавистью к практике вседозволенности, которую ему никак не удается должным образом отразить. Ужас буквально лелеется в романе, однако никаких особых жестокостей и зверств за ним не стоит – пока не совершается самая последняя и самая чудовищная». При издании в мягкой обложке (1977) роман стал называться «Мрачные тайны». Решающую роль в шоковом финале «Мертвых младенцев» играют двойники, что было повторено в последовавшем за ним «Успехе «(1978). В романе «Другие люди: Загадочная история» (1981) «я» и второе «я» сосуществуют в пределах одной личности. Историю героини излагают два ее голоса, повествование изобилует неясностями и двусмысленностями.
В получившем массу похвал четвертом романе Эмиса «Деньги: Записка самоубийцы» (1985) герой-повествователь Джон Селф (англ. «сам», «собственная личность»), по словам рецензента, «олицетворяет всех, с кем мама не разрешала вам играть». «Нет такой расы, национальности или вероучения, для которой в книге не нашлось бы недоброго слова. В любом другом романе непристойное поведение Селфа показалось бы оскорбительным, однако, центральный персонаж Эмиса – это не только воплощенная пошлость, но и неотразимое обаяние». Пародийное копирование, двусмысленные реплики, двойная игра, вторые «я» и прочие формы «удваивания» в изобилии присутствуют в романе. Селф даже добирается до живущего в Лондоне писателя по имени Мартин Эмис, чтобы переписать его сценарий, вымышленный писатель угрожает подчинить себе реальный роман. Обозреватель журнала «Тайм» Р.З.Шеппард считает, что «своим динамизмом «Деньги» во многом обязаны современной американской прозе», он сравнивает роман с «Поправкой-22» Дж.Хеллера и «Жалобой Портноя» Ф.Рота; рецензент А.Хэмилтон из «Лондон ревью оф букс» ожидает, что «Деньги» будут считаться знаковым произведением десятилетия.
Роман «Лондонские поля» (1989) показывал, что Англия «после Тэтчер» (действие происходит в 1999) вызывает у автора лишь горькую усмешку. Лондон в этой книге, как и весь прочий мир, движется навстречу концу, пока еще неясному, но неизбежному. К своему «личному» апокалипсису движутся и герои романа. Многочисленные отклики прессы были в большинстве своем положительными: «В век худосочной беллетристики эта солидная книга свидетельствует о художественной изобретательности автора – юмориста и сатирика». Появившийся затем роман «Информация» (1995) в памфлетной форме представляет издательский мир, движимый пустыми бестселлерами и дурацкими премиями, и использует его, чтобы невесело высмеять смятение, охватившее героя книги в середине жизненного пути. «В этой истории человеческого страха и писательского отчаяния, – заключал критик М.Какутани, – темы и стилистические новации предыдущих книг Эмиса складываются в некое полифоническое целое». Последний по времени роман Эмиса «Ночной поезд» (1998) затрагивает постоянную у писателя тему самоубийства.

Автор сборников рассказов «Монстры Эйнштейна» (1987), «Тяжелая вода и другие рассказы» (1999) и книг «Вторжение космических пришельцев» (1982) – богато иллюстрированного подарочного издания о видеоиграх с предисловием Ст.Спилберга; «Ад для слабоумных и другие поездки в Америку» (1986) в 2000 выпустил собрание сочинений «Улиссдонкихотлолита. 1975-2000» и «Пережитое: Воспоминания», где в традициях Кр.Дики и В.С.Найпола дал картину сложных, порой мучительных взаимоотношений писателя-отца и писателя-сына.

Среди работ Эмиса есть и невымышленные, например, ессе под названием «Война против Клише» (2001), а также «Коба, порождающий страх» (2002), исследование ужасов сталинизма и отношение западных интеллектуалов к режиму советской власти.

Его последний роман, который имеет название «Дом Съездов» (2006), является мощным вымышленным воспоминанием, которое интерпретирует аналогичные примеры чудовищного характера советского ГУЛАГа и сталинских зверств.

На сегодня Мартин Эмис - автор трех десятков книг и, по признанию критиков, один из самых значительных авторов Британии, наряду с Джоном Фаулзом, Джулианом Барнсом и Иэном Макьюэном.

Материалы взяты с сайта Онлайн Энциклопедии Кругосвет
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/EMIS_MARTIN.html
 
Книги Мартина Эмиса в Отделе обслуживания ЦГБ им.Горького:

 Эмис, М. 
Другие люди: Таинственная история [Текст] : роман / М. Эмис. - М. : Эксмо; СПб.:Домино, 2009. - 320 с. - (Интеллектуальный бестселлер). - ISBN 978-5-699-38830-1


Впервые на русском - один из знаковых романов прославленного британца Мартина Эмиса (сына не менее прославленного писателя Кингсли Эмиса), переходное звено от «Успеха» к «Деньгам». Страдающая тотальной амнезией Мэри Агнец (это имя она придумала себе сама) блуждает, подобно призраку, сквозь различные страты лондонского общества, повсюду неосознанно играя роль роковой женщины. Полиция утверждает, что ее пытался убить - и сам в этом признался - некий мистер Дэвил. Мэри же, стараясь найти себе место в новой жизни и отыскать следы своей прошлой жизни, повсюду находит подтверждения крылатой фразы Сартра: «Ад - это другие»... «Метафизический триллер... Кафка, переснятый в манере хичкоковского «Психоза» - так охарактеризовал «Других людей» Дж.Г.Баллард.
 Эмис, М. 
Информация [Текст] : роман / М. Эмис. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2008. - 576 с. - (Интеллектуальный бестселлер). - ISBN 978-5-699-27868-8


Знаменитый автор «Денег» и «Успеха», «Лондонских полей» и «Стрелы времени» снова вступает на набоковскую территорию: «Информация» - это комедия ошибок, скрещенная с трагедией мстителя; это, по мнению критиков, лучший роман о литературной зависти после «Бледного огня».

Писатель-неудачник Ричард Талл мучительно завидует своему давнему приятелю Гвину Барри, чей роман «Амелиор» вдруг протаранил списки бестселлеров и превратил имя Гвина в международный бренд. По мере того как «Амелиор» завоевывает все новые рынки, а Гвин - почет и славу, зависть Ричарда переплавляется в качественно иное чувство. Теперь он готов поставить на карту все, чтобы уничтожить автора «Амелиора», в том или ином смысле...