Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 А это сборник путевых очерков и эссе друга и соавтора Александра Гениса, также не нуждающегося ни в каких представлениях Петра Вайля. Сборник, к великому сожалению, посмертный. В него вошли тексты, опубликованные в недавнем прошлом в разных периодических изданиях, главы из неоконченной книги «Картины Италии», фрагменты интервью.

Путешествие для Вайля было не развлечением, не формой отдыха и даже не поиском неведомого, путешествие – способ самопознания. Кто-то погружается в философско-религиозные пучины, пытаясь понять, зачем он живет на земле, а кто-то выбирает иной путь: отправляет в путь не дух и разум, а тело. Чем большее количество географических точек пересекает человек, тем больше у него шансов разобраться в себе, понять нечто крайне важное.

Есть масса самодостаточных занятий, которые сами собой разумеются, о которых долго разговаривать – а тем более описывать их – неинтересно, это удел непробиваемого зануды. Путешествие – действие разомкнутое вовне, оно связано с открытиями, поэтому молчать о путешествиях, по мнению Вайля, не только противоестественно, но и глупо. «Странствие выполняет по отношению к пространству ту же функцию, что текст по отношению к листу и речь по отношению к времени: заполняет пустоту». Таково кредо Петра Вайля.

Книга, кроме прочего, доказывает, что интересно и полезно не только само путешествие, но и чтение о нем. Правда, здесь маленькая деталь: нужен соответствующий масштаб личности путешествующего и пишущего о странствии. Вайль смешивает в своих текстах собственно путевые очерки с литературоведческим или искусствоведческим эссе, приправленные мемуарными заметками или экскурсами в бесконечные гастрономические дали. Бразилия, Япония, Португалия, Исландия, Франция, Греция, Испания, Армения, Украина, Нью-Йорк, Венеция, Сочи, Болдино и, конечно же, Италия – далеко не полный перечень мест, описываемых в книге в том или ином ракурсе. Получилась многосоставная проза, которая прочитывается на разных уровнях: можно ограничиться путеводителем, можно приобщиться к эстетическому и социокультурному анализу. Выбирай на вкус.
СЕРГЕЙ  ШАПОВАЛ
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/