Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 На французские экраны вышел фильм режиссера Сафи Неббу «Другой Дюма». Эта трагикомедия рассказывает о взаимоотношениях знаменитого писателя (его сыграл Жерар Депардье) со своим главным литературным негром - Огюстом Маке.

«Дюма - это настоящий людоед, необузданный монстр, - восхищается своим персонажем Жерар Депардье. - Он никогда не делал секрета из того, что на него работают другие». «Дюма - лентяй и бездельник, - возражает актер Бенуа Пульворд, исполнитель роли Огюста Маке. - Он беззастенчив и безжалостен. Он писал ради денег, тогда как Маке был беззаветно предан литературе».

Прежде чем пойти в услужение Дюма, даровитый писатель, поэт и драматург Огюст Маке безуспешно пытался напечатать свои произведения. «Прекрасная вещь, - отвечали ему в издательствах, - но вас никто не знает. А нам нужны имена». В ту пору, чтобы заработать на жизнь, в роли литературных подмастерьев приходилось выступать многим известным литераторам. «Для Дюма сочиняли Теофиль Готье, Жерар де Нерваль, - отмечает Жерар Депардье. - А Жорж Санд писала для самого Бальзака». Это было время, когда газеты каждый день печатали романы с продолжениями, и угнаться за литературным конвейером в одиночку было практически невозможно.
Однажды поэт Жерар де Нерваль представил Александру Дюма своего друга Огюста Маке. Худосочный, молчаливый и замкнутый Маке был полной противоположностью толстяку, бонвивану и любимцу женщин Дюма. «Человек строгих нравов и оригинал, Маке работает больше всех на свете, сидит дома и мало говорит», - отзывался о своем соавторе Дюма.

Неутомимый труженик Маке придумывал сюжеты и строчил романы. Получив почти готовый продукт, Дюма шлифовал текст, добавлял забавные детали и сдавал главы в газету. Плодом такой кооперации стали бессмертные труды - «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Виконт де Бражелон» и десяток других.

Дюма щедро платил соратнику, но подписывал романы только своим именем. Все притязания Маке на литературную славу получали отпор. И когда между соавторами вспыхнула ссора, Маке подал в суд. Он добивался того, чтобы его имя фигурировало на обложке рядом с именем Дюма, но проиграл один за другим три процесса. И все потому, что Маке, который защищал Дюма от обвинений в плагиате, однажды выдал ему бумагу о том, что не имеет никаких претензий.

В 1852 году, после десяти лет сотрудничества, дуэт распался. Дюма нашел новых подручных, а Огюст Маке стал публиковать собственные исторические романы. Они пользовались успехом, приносили хороший доход, но быстро канули в Лету. Маке пережил своего соавтора на 18 лет и умер в 1888 году. На его могильной плите начертаны названия романов, которые он написал для Дюма. «Бережливый Маке в отличие от Дюма, прожившего все свое состояние, умер человеком богатым, - резюмирует историю Бенуа Пульворд. - Но он не простил соавтору «Трех мушкетеров», что тот лишил его славы и успеха».

Тем не менее Огюст Маке вправе рассчитывать на литературный реванш. Французское издательство «Альтерди» к выходу фильма выпустило в свет две его книги - «Дом каторжника» и «Прекрасная Габриэль». «Разве это хуже Дюма?» - задается вопросом парижская критика.
http://www.izvestia.ru/culture/article3138497/