Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Двадцать лет назад, когда Петербург отмечал 300-летний юбилей, федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер преподнес нашему городу подарок – «Петербургскую башню – посвящение Гоголю». Эта скульптура и по сей день хранится в Русском музее


Как известно, одно из самых гротескных произведений Гоголя было написано в 1832-1833 годах.


ПОЗИТИВНОЕ БОЛЬШИНСТВО


Трактовки повести Гоголя «Носъ» могут быть разными. Одним хочется обнажить обычную человеческую пошлость, для других важен социально-обличительный иронический пафос. Третьим близок декадентский мрак Петербурга.


А позитивное большинство примет «Нос» за игру остроумия и фантазии автора, шуточную историю с хорошим концом. Не только же мрачной тенью нависать Гоголю с Малой Конюшенной. Поэтому исчезновение в сентябре 2002 года не очень заметного барельефа «Нос майора Ковалева» тем не менее расстроило петербуржцев. Его пообещали восстановить на доме в месте пересечения Вознесенского проспекта и проспекта Римского-Корсакова.


Но раньше нашу культурную утрату восполнила мировая «носология». Есть такая тема, оказывается, не только в медицине, но и в искусстве, в литературоведении. По случаю трехсотлетнего юбилея городу был преподнесен наряду с другими многочисленными подарками новый «Нос».


Сюрреалистическую «Петербургскую башню – посвящение Гоголю» известного немецкого художника и бунтаря Йорга Иммендорфа привез в дар Петербургу Герхард Шредер и передал Русскому музею.


ОТВЕТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ


Было не совсем понятно, почему не Санкт-Петербургскому государственному университету (СПбГУ)? За полтора месяца до городского праздника ученый совет юридического факультета присвоил Герхарду Шредеру звание почетного доктора права.


И «Нос» в порядке ответной вежливости юристам был бы кстати. Не потому, что они любят задирать носы и вынюхивать всякие юридические факты. Не поверите, но литературоведы пытаются разгадать тайны произведения Гоголя с помощью Свода законов Российской империи. Между прочим, этот прекрасный юридический памятник ведет свою публичную историю тоже с 1832-1833 годов. Не случайно кто-то из наших современников увидел служителя юстиции в гоголевском чиновнике. А вот современники Гоголя разглядели на нем мундир Министерства просвещения. В любом случае в парке скульптуры, открывшемся в СПбГУ в 2002 году, подарку было бы самое место.


Правда, гоголевский «Нос» чаще пытаются объяснять с помощью толкователей снов и фрейдистского психоанализа, а то и вообще без выяснения причинно-следственных связей. Для любителей этого в Русском музее тоже есть подходящее пространство: целый Музей Людвига, один из результатов русско-немецкого сотрудничества. «Петербургская башня» находится в нем по сей день. Любопытно, что там представлена также картина Йорга Иммендорфа «Стулья». Мистический случай с «летающими стульями в Конюшенной улице» из 1833 года упоминается и в повести.


ПРО УНИВЕРСИТЕТ НЕ ЗАБЫЛИ


Мероприятие по передаче памятника прошло на ура. В газетах писали, что немецкий канцлер произнес речь «о пользе носа». Российский министр культуры Михаил Швыдкой дипломатично вспомнил о влиянии Гофмана и о значении выражения «совать свой нос в чужие дела».


Все дружно заговорили о «мировом носе». Кажется, что за метафоричностью церемонии могла скрываться критика военной англо-американской агрессии в Ираке. А вот на международной конференции, перед которой немецкому канцлеру вручали мантию «за выдающиеся достижения в области международной политики и права», лидеры Франции и Германии без обиняков заявляли о необходимости нового мирового порядка и принципах безопасности. Впрочем, творение скульптора-акциониста вызывало и более простые ассоциации.


Но никто, сообщали СМИ, не вспомнил об уже имевшемся в городе скульптурном носе. Между тем оригинальный нос с Вознесенского проспекта нашли уже в сентябре 2003 года. К этому времени успели изготовить и его клон, который лишним не стал. Его закрепили на фасаде нового выставочного зала Музея городской скульптуры.


А через несколько лет в Берлине в портретной галерее канцлеров главной германской резиденции появилось спорное изображение Герхарда Шредера. Последний труд все того же Иммендорфа. Мудрый лик с печальным взглядом; картинный образ, отлитый в золоте, но в окружении обезьян, с бесформенным федеральным орлом и переломанным силуэтом человека.


Ну и, наконец, университет тоже не забыли: в 2008 году в Парке современной скульптуры СПбГУ к юбилею Гоголя открыли памятник по мотивам его произведений. В основе их, конечно, нос, хотя шинель у него «в одном месте немного того...».

Источник