Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Как издатели оценивают ситуацию с подделками на онлайн-площадках


На российских маркетплейсах нашли контрафактные книги. Речь идет о нелегальных бумажных копиях. Около 200 своих книг на онлайн-площадках обнаружила группа «Эксмо-АСТ». Это, например, роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», нон-фикшн Фила Найта «Продавец обуви. История компании Nike», а также «Думай медленно... Решай быстро» Даниэля Канемана. Стоят такие издания примерно вдвое дешевле легальных.


Кто печатает и покупает контрафактные книги? На этот вопрос “Ъ FM” ответил гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев: «Раньше такого не было, а сейчас, к сожалению, появился и бумажный контрафакт. Дело в том, что маркетплейсы дают возможность продавать любому игроку, не требуя никакой верификации. Книжные магазины, наоборот, никогда не работали с какими-то непонятными ИП.


Есть ли спрос на такие издания? Вопрос цены сейчас крайне важен, однако купив поддельную книгу, многие потом оставляют отзывы о некачественной печати и плохой бумаге. Что касается рентабельности контрафактной литературы, если книга печатается на дешевой бумаге, без отчисления авторский, то да, смысл есть».


Тренд подтверждают и в издательской группе «Альпина Паблишер». Среди пиратских копий, доступных на маркетплейсах, оказалась, например, книга «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова.


При этом часто люди покупают такие издания, не понимая, что это контрафакт, говорит директор по маркетингу издательской группы «Альпина Паблишер» Ирина Антонова: «На рынке появилось большое количество контрафактных изданий. Узнавать об этом мы начали от наших читателей, которые присылают удивленные отзывы с фотографиями некачественных книг с плохой бумагой и печатью.


Мы и сами делали контрольные закупки на маркетплейсах. Да, на такие книги есть спрос, их покупают, зачастую не понимая, что это контрафакт. Люди просто выбирают более дешевый вариант из предложенных. Теперь читателям, видимо, придется быть более внимательными при покупке литературы на онлайн-площадках. Лучше выбирать официальных продавцов, издательства или хорошо известные онлайн-магазины».


С начала СВО на Украине российские издательства лишились контрактов со многими иностранными авторами. От сотрудничества отказались, в частности, Стивен Кинг и Джоан Роулинг. Кроме того, рынок опасается проблем, связанных с запретом пропаганды ЛГБТ. Госдума приняла закон о крупных штрафах за нарушения на прошлой неделе. И магазины стали снимать некоторые книги с продажи.


Все это может привести к тому, что на рынке будет появляться больше контрафакта, полагает основатель магазина «Подписные издания» Михаил Иванов. С другой стороны, ситуация может оказаться на руку букинистам, считает собеседник “Ъ FM”: «Из-за ужесточения законодательства возникнет недостаток предложения на рынке. Этим воспользуются предприимчивые люди, так всегда происходит.


Книжный рынок находится в глубочайшем кризисе. К сожалению, дальше он все больше будет уходить в тень. В условиях, когда издательства не могут рисковать и выпускают только то, что очень хорошо продается, начинается золотой век букинистики. У издательств нет ни денег, ни ресурсов, чтобы переиздавать что-то, поэтому букинисты и пользуются ситуацией. У них растут цены, они понимают свою важность и то, что у многих людей просто нет выбора. Принимать какие-то меры по регулированию не стоит, ведь в итоге появляется черный рынок, цены растут. Смысла в этом никакого нет».


Издатели называют и другие проблемы, помимо новых законов и появления контрафакта. Из-за санкций бизнесу не хватает качественной бумаги, которая поставлялась из Финляндии. Дорожают типографские услуги. А популярных в России писателей признают иноагентами.

Источник