Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Почти в каждом классе есть такой ученик. Как правило. Он сидит на последней парте. Учится он плохо, любит подраться и не имеет друзей. И никто его не любит. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Неужели найдется человек, готовый дружить с таким отпетым?

Бредли Чокерс сидел на самой последней парте в последнем ряду. Одноклассники не любили его и не то что дружить, даже разговаривать с ним не хотели из-за его грубых выходок и постоянного вранья. Бредли считал себя одиноким монстром, которому никто не нужен. А его друзьями были игрушечные зверушки из домашней коллекции: медный лев, найденный в мусорном баке, ослик из слоновой кости, привезённый родителями из Мексики, а ещё енот, лиса, слон, две совы, единорог без рога… Он с ними разговаривал, делился новостями, возился, как с живыми. И они хорошо к нему относились, не то что одноклассники.

«Брэдли Чокерс сидел в дальнем углу за своей партой – последней партой в последнем ряду. Больше за последней партой не сидел никто, за предпоследней – тоже. Брэдли Чокерс был остров. Если б можно было, он бы сидел в шкафу. Закрылся бы там, и не пришлось бы слушать миссис Эббел. Она небось была бы только рада. Да и весь класс был бы рад. Короче, Брэдли не сомневался, что всем без исключения будет лучше, если он переберётся в шкаф. Жаль, парта туда не влезет.»

Правда, новенький по имени Джефф сразу сел рядом с Брэдли и, настроенный вполне дружелюбно, не стал обращать внимания на его дерзкие поступки и злобные ухмылки. С появлением Джеффа что-то стало постепенно меняться в жизни Брэдли. Угрюмый и колючий мальчишка с последней парты, вооружившийся против всех ненавистью, злобой и враньём, не сразу заметил, что чувствует себя счастливым, потому что у него теперь есть настоящий друг:

«Делать уроки. После школы Брэдли Чокерс пойдёт домой к Джеффу Карпу, и они будут вместе делать уроки. Это не укладывалось у Брэдли в голове. Он сидел за своей партой – последней партой в последнем ряду – и не мог думать ни о чём другом. Может быть, размышлял он, не так это и ужасно – делать уроки? В конце концов, Джефф каждый день их делает. Наверно, ему это нравится.

Чем больше Брэдли думал об этом, тем приятнее ему было об этом думать. Делать уроки. Домашнее задание. Задание, которое выполняешь дома. Только вот у себя дома он никаких уроков не делал. Но он будет делать их дома у Джеффа, и это даже лучше. Он в первый раз пойдёт к Джеффу домой. А когда он сделает уроки, миссис Эббел, может быть, даст ему золотую звёздочку. Вместо обычных каракулей он стал рисовать звёздочки, одну за другой, пока не прозвенел звонок.»

И ещё один персонаж повести сыграл немаловажную роль в жизни Бредли – молодой школьный психолог Карла Дэвис. Только что пришедшая работать в школу, она сразу показала себя открытой и готовой помогать подросткам в решении их проблем. Она старалась побудить школьников думать самостоятельно и сделать первые шаги на пути преодоления трудностей. Бредли далеко не сразу проникся доверием к Карле. Поначалу он дерзил и старался произвести наихудшее впечатление – например, рассказывал Карле массу небылиц: родители держат его на собачьем корме, ночью ему звонит президент и болтает с ним о шляпах... Но умная и чуткая Карла увидела в этом замкнутом мальчишке ранимую душу и поняла, какой внутри него таится огромный особенный мир. Она угадала его страхи, обиды и мечты и сумела подобрать к нему ключик.

Работа талантливого детского психолога в школе – интереснейшая тема книги, которая подскажет взрослым читателям, родителям или педагогам, позитивные и действенные способы общения с трудными подростками, пути разрешения конфликтов и наведения мостов между поколениями. Автор повести Луис Сашар сам когда-то преподавал в школе. Его собственный опыт работы с подростками очень помогает в написании книг. Теперь он стал известным детским писателем, лауреатом Национальной книжной премии США и обладателем Медали Джона Ньюбери в области детской литературы.

Пристрастному читателю превращение Бредли из замкнутого и ершистого чудака в открытого и дружелюбного подростка может показаться слишком быстрым и схематичным. Но в данном случае автору, видимо, было важнее показать процесс перестройки, происходящей в жизни «одинокого монстра» и меняющей его внутреннее самоощущение через доброе отношение, внимание, желание понять и помочь, совсем как в сказке про заколдованного в уродливое чудовище принца. Эта повесть – всё-таки не сказка, но, прочитав её, можно поверить в то, что чудеса возможны и в реальной жизни.


https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/13866-luis-sashar-mal-chik-s-poslednej-party