Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Чарушин Евгений Иванович
(29.10.1901–18.02.1965)
Советский художник-график, скульптор, детский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).


Евгений Чарушин проявил себя как превосходный художник-анималист, рисунки которого можно легко узнать по особому художественному почерку. Он обладал уникальным даром изображения не только внешнего облика зверя, но и его движений, повадок, а также нрава и характера. Сам художник объяснял свой дар следующим образом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

 

Иллюстрации Чарушина исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Он иллюстрировал как свои собственные рассказы: «Про Томку», «Никитка и его друзья», «Волчишко», «Васька», «Про сороку» и многие другие, так и книги Виталия Бианки, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Михаила Пришвина и других писателей.

 

Художник – родом из детства

 

«Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его
остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными.
И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Е.И. Чарушин.

 

Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне город Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья.

С самого детства его окружала живая природа – родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали.

В формировании характера будущего художника огромную роль сыграла его мама – Любовь Александровна. Вместе с ней он ходил в лес, приносил различные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. «Моя мама, – вспоминает Евгений Иванович, – садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, и я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов. Она, очень любящая все живое, и передала мне эту любовь…».

Родители: Иван Аполлонович
и Любовь Александровна Чарушины
Семья Чарушиных. Конец 1900-х гг. Е. Чарушин. Около 1910 г.

Понятно, что в таком доме и в такой семье мог вырасти только удивительный и талантливый человек. Каким и был Евгений Чарушин, один из лучших художников-анималистов и детских писателей.

Евгений часто ездил с отцом по области, проводил незабываемое время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, разные смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка. Наверное, поэтому, читая его рассказы, обращаешь внимание, как отличаются они от работ других писателей образностью языка и сказочностью речи.

В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. «На помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже». Рисовать, обучаемый отцом, начал рано. По собственному определению он рос «с карандашом и кистью в руках». В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно.

Сразу после школы в 1918 году Евгений был призван в армию и продолжил там рисовать, работая помощником декоратора в политотделе. Когда же вернулся, то сразу решил – станет профессиональным художником. Поучившись недолго в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, уезжает в Петербург, исполнять свою заветную мечту – учиться в Академии художеств.

Е. Чарушин среди участников
Первой выставки изоискусства
Вятки. 1919 г.
Е. Чарушин. Середина 1920-х гг. Е. Чарушин. 1936 г.

В 1927 году закончив живописный факультет педагогов А.Е. Карева, А.А. Рылова и А.И. Савинова, молодой художник принес свои рисунки в Детский отдел Госиздата, где заведующий отдела – известный художник Владимир Лебедев сразу рассмотрел в Чарушине большой талант. Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ «Мурзук» Виталия Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее сразу была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин проиллюстрировал еще несколько книг: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Как мишка большим медведем стал». В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами... Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Иллюстрации к книге В. Бианки «Мурзук». 1928 г.
Н. Смирнова. «Как Мишка большим медведем стал». 1930 г.

Когда началась война, Чарушин эвакуировался из Ленинграда в родной город на берегу Вятки – Киров. И был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов для «Окон ТАСС», иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.

В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. Продолжал иллюстрировать книги, кроме этого, мастер создавал станковые литографии для детей, а также занимался росписью по фарфору.

Евгений Чарушин неоднократно сотрудничал с фарфоровым заводом, расположенным в городе на Неве. До войны создавал рисунки для росписи фарфора и разрабатывал способы их нанесения на сервизы, а в послевоенные годы использовал свой талант анималиста в настенной живописи и скульптуре, лепил миниатюрные фигурки животных.
Евгений Иванович Чарушин. «Козлёнок Васенька».
Ленинградский фарфоровый завод, начало 1950-х гг.
Скульптуры «Зайцы с морковками».
Ленинградский фарфоровый завод,
автор модели Е.И. Чарушин, автор росписи Е.Н. Лупанова.
По модели 1950 года, выпуск 1998 года.

Чарушин был разносторонне увлеченным человеком: любил плавание, играл в шахматы. Его привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству его наградили прозвищем «Евгеша-изобретатель». Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера.

Последние годы жизни Чарушин тяжело болел. Смерть Евгения Чарушина наступила 18 февраля 1965 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.


***

«Известно, что художник жив, пока жива память о нём. Обязанность и долг нашей семьи
прикладывать все усилия к тому, чтобы люди ценили труды моих предков…»
Н.Н. Чарушина-Капустина.

Е. Чарушин с женой Н. Зоновой Е. Чарушин с сыном Никитой Е. Чарушин в разные годы жизни

Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно. Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья».

Дело художника живет в его потомках-художниках: сыне, внучке и правнучке. Никита Евгеньевич Чарушин (08.07.1934 – 17.02.2000), как и его отец, почти полностью посвятил своё творчество анималистической детской книге.

Евгений Иванович успел увидеть свою внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Ивановича Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры. Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг. Евгения Чарушина-Капустина продолжает семейные традиции книжной графики для детей, занимается просветительской работой, проводит встречи в школах и библиотеках, рассказывая о художниках Чарушиных, о работе над книгами и преемственности поколений.

Наталья Никитична Чарушина-Капустина Евгения Алексеевна Чарушина-Капустина


Иллюстрации Евгения Чарушина

 

«Нет большего счастья для художника и для писателя, как создавать свои любимые
образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам».
Е. И. Чарушин.

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку.

Секрет Евгения Ивановича Чарушина был не только в его художественном и литературном таланте, но в его детском мироощущении, которое он всегда сохранял. Мир животных – был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

Е.И. Чарушин очень любил животных. В иллюстрациях художника-анималиста мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него были свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои - реалистичные и сказочные одновременно. Он стремился лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с животным миром.

Волчонок с костью. 1933 г. Глухарка с птенцами. 1935 г.  
Волк. 1938 г. Медведица с медвежатами. 1938 г. Тигрёнок. 1938 г.
Оленёнок. 1939 г. Зайчата. 1939 г. Лисёнок. Эстамп. 1939 г.

Художник подробно и конкретно изучил повадки животных и, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация индивидуальна, не похожа на другую. В каждой изображён свой собственный эмоциональный образ – персонаж с индивидуальным характером, соответствующим определённой ситуации.

Сидящий медведь. 1927 г. Медвежонок с малиной. 1938 г. Волчонок. 1947 г.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному).

Главным он считал создание образа: «Если нет образа, так и изображать нечего», – говорил Евгений Чарушин. – «Я хочу понять животное, передать его характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка, – я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

 Герои Е. Чарушина добры, красивы и привлекательны. Художник очень любил изображать звериных детёнышей.

Е. Чарушин. «Тюпа, Томка и сорока». 1963 г.

Как художника-анималиста, его притягивали пушистые, мягкие и еще совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их для детей.

Е. Чарушин. «Тюпа, Томка
и сорока». 1963 г.
К. Чуковский «Цыпленок». 1956 г. М. Горький «Воробьишко». 1962 г. С. Маршак. «Детки в клетке». 1965 г.

У художника получались невозможно пушистые котята и цыплята, мохнатые медвежата и взъерошенные воробьишки.

Е. Чарушин. «Про сороку». 1937 г. С. Маршак. «Детки в клетке». 1965 г. И. Соколов-Микитов.
«Листопадничек». 1964 г.

Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура делает его иллюстрации запоминающимися. Он рисует необычайно искусно, пятнами и штрихами, передав при этом всю палитру чувств и великолепия этого создания. Зверь может быть изображён просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жёсткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшёрстка.

И. Белышова. «Упрямый котенок». 1946 г.

Большую роль в эстетическом воспитании детей Евгений Чарушин отводил эстампу. Как картинка для детей, эстамп должен был радовать глаз ребёнка. Здесь художник использовал те же изобразительные принципы в создании образа животного, что и в иллюстрации.

Как приятно чай попить. Эстамп. 1944 г.  

Евгений Иванович с большой любовью выписывал своих персонажей. Трогательные малыши надолго остаются в памяти.

Медвежонок. 1954 г. Цыплёнок. 1958 г. С. Михалков
«Детки в клетке». 1965 г.
Э. Шим «Кто что умеет». 1965 г.

 

Книги Евгения Ивановича Чарушина


Важной вехой в биографии мастера стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил его в том, что он должен начать писать сам.

Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей – Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Как писателя его отличают богатство языка, сказочность речи, юмор и то, как живописны звуки в его рассказах.

 Книга Маршака «Детки в клетке» (1967 г.) стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.

Творчество Евгения Чарушина получило широкое признание. Его книги переведены на многие языки мира. Тираж книг Чарушина, изданных в России, Англии, Франции, Италии, Японии, Болгарии, США, Индии и в других странах, превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Чем же примечательно его искусство, которое, радует уже несколько поколений юных читателей, живущих на разных континентах земного шара? Всё очень просто – оно доброе, гуманное и человечное. Его творчество выражает любовь к жизни, к природе, к животному миру и учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

«Через искусство, слово и картинку, идёт процесс воспитания. Педагогическая и эстетические задачи
во всех книгах Евгения Чарушина взаимосвязаны. Он, один из самых тонких педагогов, разработавших
целую систему художественного воспитания детей, всегда был увлечён непосредственно работой
по созданию произведений искусства, был одержим искусством. Поэтому в его книгах нет надоедливой
назидательности, именно поэтому и только поэтому они выполняют функцию поучительности
без назойливых наставлений...»

В. Механикова

 

«Дети и животные всю жизнь были в центре внимания ленинградского художника, писателя Евгения Ивановича Чарушина.
Силы и помыслы, душевную доброту, замечательный талант отдавал он детям. Циклы иллюстраций к семидесяти книгам,
из них тридцать к собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества. Несколько поколений
будущих пап и мам выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина. Знаменитые «Детки в клетке»
С. Маршака и Е. Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигрёнка, и полосатых лошадок, и длиннохвостого кенгуру.
Образы медведя, волка, рыси, оленя, других многочисленных обитателей лесов вошли в сознание такими, какими их увидел
и нарисовал художник. Забавный котёнок, щенок Томка, Мишка, который после смерти матери «большим медведем стал»,
сопровождали их детство...»
В. Механикова

 

При подготовке данного материала использовались:

1. Мир Чарушина : Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель / составители И. А. Бродский, Н. Е. Чарушин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 230 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Эта книга не только познакомит Вас с иллюстрациями, с жизнью и творчеством известного художника-анималиста Евгения Ивановича Чарушина, но и раскроет его для Вас, как интересного писателя. В сборник вошли 18 рассказов мастера, несколько его статей и воспоминания о нём его друзей.

2. Кузнецов, Э. Звери и птицы Евгения Чарушина / Э. Кузнецов – Москва : Советский художник, 1983. – 159 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Книга Э.Кузнецова – не монографическое исследование, а рассказ о жизненном пути выдающегося мастера изобразительного искусства, известного прозаика и детского писателя Евгения Ивановича Чарушина и о том, что составляло и продолжает составлять ценность сделанного им.

3. Незабываемый мир Евгения Чарушина. – Текст : непосредственный // Юный художник. – 1989. – № 6. – С. 25–27.
4. Евгений Чарушин. – Текст : электронный // 24 СМИ : [сайт]. – URL: https://24smi.org/celebrity/83511-evgenii-charushin.html (дата обращения: 22.05.2020).
5. Евгений Чарушин: биография, произведения, картины, фото // Fb.ru : [сайт]. – URL: https://fb.ru/article/211180/evgeniy-charushin-biografiya-proizvedeniya-kartinyi-foto (дата обращения: 22.05.2020).
6. Евгений Иванович Чарушин (1901–1965). – Текст : электронный // Художники Чарушины : [сайт]. – URL: https://vk.com/topic-68483490_29615933 (дата обращения: 22.05.2020).