Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Космонавты Гитлера. У почтальонов долгая память. —. М, 2009. Роман Юрия Невского вышел вне книжных серий, а это значит, что у автора есть два пути — либо стать классиком при жизни и продолжить столь же независимое движение в литпроцессе, либо пополнить ряды дерзких, но безвестных дебютантов с одной-единственной проходной книжкой. Свое тут найдут и «почвенники», тоскующие по традиции, и «западники», очарованные постмодернизмом.

Перед нами редкий жанр литературы — семейный роман, который будет интересен и пытливым школьникам, и разгульным студентам, и добропорядочным родителям, и умудренным жизнью бабушкам-дедушкам. Свое тут найдут и «почвенники», тоскующие по традиции, и «западники», очарованные постмодернизмом. Автор умудряется всем угодить и при этом не потерять себя, поскольку является, как считает редактор книги Марина Котова, основоположником нового направления в литературе — »мерцающего реализма».

И впрямь, в книге с откровенно коммерческим названием «Космонавты Гитлера» мерцает язык (изящная, чуть ироничная проза), композиция (герои перемещаются во времени и пространстве), мерцают идеологемы и смыслы, а все же героиня романа — школьница Надя Орешина, сочиняющая тексты для школьной рок-группы, — вполне осязаема и узнаваема, как это и полагается персонажам, созданным в канонах реалистической традиции.

Пересказывать «Космонавтов...» Невского — неблагодарный труд, поскольку охватить все линии романа в одном абзаце совершенно невозможно. Скажем только, что «достоверные герои» Надя Орешина и ее друг-музыкант действуют в наши дни, живут в столице. А вот «тени прошлого» из секретного отряда Гитлера скитаются в горах Кавказа, и тем не менее немецкие альпинисты до сих пор «стреляют» по своим противникам.

Иногда кажется, что книгу можно отнести к жанру фантастики, столь невероятны ситуации, в которых приходится действовать героям, но нет, автор уверенно ведет читателя сквозь туман мистики к «задачам нынешнего дня». Одна из них — гуманизм, любовь к человеку, потерявшемуся в лабиринтах кровавой истории ХХ века. Так рождается современный антифашистский роман — автор ненавидит войну, а себя, возможно, как раз и считает тем самым почтальоном, который приносит «письма памяти» своим читателям.
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=7862