Жизнь, посвящённая детям…
«Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более,
ЛИХАНОВ АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ
Альберт Анатольевич Лиханов, человек, звания и регалии которого можно перечислять очень долго – член Союза писателей СССР, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почётный доктор и профессор целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио), почетный гражданин г. Кирова и Кировской области.
Удостоен множества премий и наград: Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, имени Ф.М. Достоевского, имени С.Т. Аксакова, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования, премия Правительства РФ в области культуры и многие другие награды. |
|
БИОГРАФИЯ
Родился Альберт Анатольевич Лиханов 13 сентября 1935 г. в Кирове в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна – медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. А вот прадед писателя по отцовской линии происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю. |
|
|
|
Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Далее он возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя. В 1961 году он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961-1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964-1966). Еще в Кирове Альберт Лиханов пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность», выходивший тогда двухмиллионным тиражом, печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962). Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.
В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» – это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли.
В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.
Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране.
Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.
1970-1990 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенные к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г.
Все годы своего литературного становления, А.А. Лиханов сопровождает энергичной общественной деятельностью – избирается секретарем Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). И не расстается со своей главной темой и миром подрастающих людей. |
|
Активное и глубокое отношение к жизни многосложного детского мира позволили А.А. Лиханову дважды добиться поразительного успеха: по его письмам к властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учрежден Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А.А. Лиханов.
Как нетрудно заметить, писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Однажды он заметил, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.
В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного совета СССР. Ему предоставляется возможность от имени великой страны выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребенка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи ООН при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации.
Вернувшись в Москву, А.А. Лиханов проводит большую подготовку этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицирует Конвенцию, и она вступает в силу с 13 июня 1990 года.
Создавая Детский фонд, А.А. Лиханов учредил Научно-исследовательский институт детства, который возглавил. Поэтому можно смело сказать, что литературные, художественные труды писателя основываются на серьезной научной, аналитической и социальной основе. Не зря писатель избран академиком Российской академии образования и Российской академии естественных наук, почетным доктором или профессором целого ряда российских университетов и японского университета Сока (Токио).
На протяжении всей своей жизни А.А. Лиханов организует полезные инициативы. Будучи редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, он создает литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, который работает до сих пор. Работая в Новосибирске, придумывает библиотеку «Молодая проза Сибири» в 50 томах, которую и осуществляет, переехав в Москву. Возглавив Детский фонд, он создает издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность».
По его инициативе в Подмосковье создан Реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Кирове успешно действует Реабилитационный центр для детей с отклонениями в развитии, получивший имя Российского детского фонда, в создание которого А.А. Лиханов вместе с соратниками вложили немалые усилия.
В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные Лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А.Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и награжденной двумя орденами Ленина.
В 2005, 2007 и 2010 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 – в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» – «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году награжден в США International Award Pace (Международной премией мира), в 2010 году Биографический центр Кембриджа (Англия) признал его Человеком года в области литературы и гуманизма, а Американский Биографический институт (США) избрал его своим пожизненным академиком.
|
|
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Если бывают люди гармоничной судьбы, то яркий тому пример Альберт Лиханов, биография которого сочетает творчество, профессиональную деятельность, общественную активность и семейную жизнь. У писателя есть крепкий тыл, его жена Лидия Александровна, в прошлом телевизионный диктор, разделяет интересы мужа и поддерживает его во всех начинаниях. У них есть сын – Дмитрий, который пошел по стопам отца и стал журналистом и писателем. Правда он для себя избрал литературу для взрослых, но и в этой сфере с достоинством представляет свою фамилию. Дмитрий Альбертович женат, имеет сына, внука и внучку. Семья живет общими интересами, и, наверное, в этом один из секретов жизнелюбия и оптимизма Альберта Лиханова.
|
|
Альберт Лиханов с женой Лилией и сыном Димой |
Альберт Лиханов с супругой |
Лиханов Дмитрий Альбертович с супругой Марией |
Внук Иван с семьей |
• Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное. • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь-спасибо говорят. А правду простить не могут. • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет. • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет. • ...взрослые всего лишь бывшие дети. • У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена. • Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Хрупкая, ломкая эта вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!.. • Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. • Когда не знаете, как поступать, поступайте естественно. • Каждому ребенку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, все не то. • Воспитать человека можно, только отдав ему часть себя. • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком. • В каждой случайности есть своя закономерность. • Все беды – это солнечные затмения, а вся жизнь – само солнце. • Человек умирает, если он не нужен близким. • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать. • Взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка... • Доброе слово будто крылышки за спиной. • Педагогика – форма творчества. • Успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься. • Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя. |
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все произведения Альберта Лиханова, которые пронизаны духом добра, справедливости, любви и сострадания – это настоящий гимн военному и послевоенному детству, гимн, непревзойденный по своей сердечности и значению.
Из того далёкого военного детства остались святые воспоминания о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне Тепляшиной, которая в голодные годы на свои деньги покупала таблетки витамина «С» и раздавала ученикам в классе. А когда деньги заканчивались, она заваривала в ведре витаминный, жутко горький напиток из хвои. И дети его пили, понимая, что так надо.
И первым человеком, который привёл маленького Альберта в библиотеку, была его бабушка. Не случайно повесть «Детская библиотека» – одно из самых тёплых, по-детски личных произведений, написанных от лица мальчика.
|
Цикл книг «Русские мальчики. Роман в повестях». |
|||
КНИГИ О СТАНОВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА Автору удалось создать в себе и передать читателю стремление к правде и добру, всепониманию и сочувствию, а людская несправедливость, печальные события и трагические судьбы, изображённые им в своих произведениях, возвышают, очищают и вселяют надежду. Иногда прозу Лиханова характеризуют как жестокую, даже слишком, но, по мнению автора, таковой и является наша жизнь. Своими работами он стремится готовить молодых людей к столкновению с различными жизненными испытаниями и трудностями и достойно выйти из всех передряг. С детства воспитанный на хорошей отечественной и зарубежной литературе Лиханов создал десятки светлых и умных книг, обращённых к детям и взрослым. Они рассказывают об основных жизненных ценностях, таких, как честь, долг, подвиг, человеческое достоинство и помогают читателям стать добрее и чище, внимательнее к людям, они закаляют душу и формируют характер читателя. Автор показывает проблемы, которыми живут молодёжь и подростки в нашей стране, определяя главную тему своего творчества, как «историю трудного детства в России, начиная с 40-х годов до наших дней». Любимым героям Альберта Лиханова по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики они стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И это привлекает к ним сердца читателей. В юности закономерно стремление к идеалу. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественным, верным в дружбе и любви, сильным не только физически, но и нравственно, тот, кто был надёжной опорой в любом деле. |
Роман для детей школьного возраста «Мой генерал», который рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых, о дружбе маленького Антошки со своим дедом-генералом, о святости семейных традиций, о добре и справедливости, об умении сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком, Альберт Лиханов посвятил всем солдатам и офицерам минувшей войны, которым обязаны своей жизнью их дети, внуки и правнуки. | |
«Солнечное затмение»
|
|
Живет себе в одном городе обычная семья. Живет в коммуналке, в одной большой комнате. Доход 180 рублей плюс пенсия. Таких историй через одну во всем мире. Но показана она глазами ребенка, все понимающего и знающего, откуда появляются все беды. Бабушка, мамина мать не дает никому жизни, она главная в семье, контролирует весь бюджет и жизнь своей дочери. Она пилит день и ночь своего зятя, в случае ослушания даже может применить ремень по отношению к своему внуку. Ей достаточно поджать губы и замолчать, чтобы все вокруг чувствовали себя виноватыми. Мама Толика, дочь этой самой бабушки, готова свою личную жизнь и свою собственную семью пустить под откос, чтобы не обидеть пенсионерку. Люди не видят того, что происходит у них под носом, пускают свою жизнь на самотек. На примере отдельно взятой семьи Лиханов заявляет: «Смотрите в оба, не всегда заканчивается так, как у персонажей повести, не всегда хороший финал получается. Думайте, оглядывайтесь, живите». |
|
О том, что происходит с русскими мальчиками, когда послевоенное время сменилось эпохой крутых перемен, рассказывают многие произведения писателя. Одна из работ – повесть «Никто». Главный герой Николай Топорков – отсюда и название Ник-То – сирота, сданный матерью в дом ребёнка и оттуда переведённый в интернат. Абсолютно одинокий человек воспитанный и начинённый «рыночными отношениями», связался с бандитами, попав под влияние главаря Валентина. Несмотря на все сложности жизни у него сохранились и честь, и порядочность, и чувство собственного достоинства. Он жалеет слабых, дарит малышне конфеты, а когда случайно получает большие деньги, помогает своим интернатским друзьям. Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа. |
|
Серёжа, главный герой повести, живёт в счастливой семье, у него доверительные отношения с неродным отцом, но всё рушится внезапно, после того как при родах умирает мать. Выясняется, что подросток не нужен отчиму, при скоропалительном размене квартиры Серёжа с бабушкой переселяются в коммуналку, но самым страшным открытием для детского сердца становится известие о том, что, оказывается, жив родной отец. И никакой он не лётчик, погибший при испытании самолёта, а всего-навсего неприятный тип, бросивший когда-то его мать. И самое неприятное то, что она, его родная мать, лгала всё это время. У подростка появляется чувство, что его все обманывают, и он никому не нужен. И тут, как всегда, появляются «знатоки жизни», готовые помочь, поделиться своим опытом с юнцами. Любому мальчишке, полному душевных сомнений, очень легко угодить в лапы преступников. Но Лиханов пишет не о падении главного героя, его повесть о восхождении, о том, как Серёжа шаг за шагом выбирается из грязи, в которую он попал. Выбирается сам, своими силами, не желая лгать и прятаться за спинами взрослых. |
|
Голгофа – это гора, на которой был распят Иисус. Но до распятия он вынужден был нести свой крест, в терновом венце, без посторонней помощи. Так и Алексей, главный герой произведения «Голгофа», оказавшись за баранкой грузовика в то злополучное утро, вмиг лишился и прежней жизни, и покоя. Одного покаяния было мало, признания невиновности также было мало и, несмотря на старания бывшей жены Зинаиды, выбрал свой крест и решил нести его до конца. Стоит отметить, что все происходит в последние годы Великой Отечественной войны, когда есть было практически нечего, а то, что давали по карточкам или, удавалось выменять за дорогие сердцу вещи, – съедалось очень быстро. Алексей становится ангелом-хранителем трех сироток и больной бабушки. Он работает, крутит карусель в парке отдыха и иногда разгружая вагоны, зарабатывая гроши и слушает как играет Анатолий, ставший лучшим другом, знаменитую песню со словами «Крутится, вертится шар голубой». У каждого своя «Голгофа», у каждого свой крест. Жить с камнем в душе, с виной, с грехом, не находить покоя и самопрощения – это ужасно. Об этом невозможно читать легко и непринужденно. Об этом нельзя не думать после чтения. |
|
«Сломанную куклу» можно назвать такой небольшой семейной сагой, которая рассказывает о трех женщинах разных поколений – бабушку, мать и дочь. Всех их объединяет, помимо родственных связей, и общее имя – Мария. Семья, казалось бы, любящих друг друга людей, интеллигентных, хорошо образованных. Бабушка Мапа (милое семейное прозвище) – хирург-стоматолог. Всю свою жизнь проработала в районной поликлинике, а в 90-е перешла в один из первых медицинских кооперативов и ставшая его лицом. Мама Маня – инженер-программист, окончившая Бауманский институт. Умница, красавица, отличница, но с не очень счастливой женской долей. Потеря первого ребенка, рождение второго, но тут погибает муж. И тут появляется он, Вячик. Сначала как работодатель, потом ухажер и, не успела оглянуться, муж. Любви нет, это, своего рода, сделка: ему, солидному бизнесмену, нужна семья, а ей… Ей тоже нужна семья и еще страшно, до зубовного скрежета, надоела нищета. И все устраивается. Вячик, получив семейный статус и умницу-жену, вырастает в глазах партнеров. Маня холит и лелеет наступившую беременность. Но за все в жизни надо платить. И платой становится маленькая Маша-Мася… | |
|
|
ЭКРАНИЗАЦИЯ РОМАНОВ Прозаик-реалист Лиханов Альберт Анатольевич много сделал не только для литературы, но и для кинематографа своей страны. Он писал киносценарии, по которым можно было создать сюжет и показать зрителям те истории, на прочтение которых часто нет времени. Советские телезрители помнят писателя по таким фильмам: • В 1977-м вышла картина по мотивам романа «Обман», под руководством режиссера Мартынюка. Фильм называется «По семейным обстоятельствам». • 1979-й – фильм «Мой генерал» в 2 частях. Кинолента для детей об отношении деда-фронтовика и его внука. • В 1984 году – фильм «Благие намерения». • В 1986 г. работа режиссера Н. Стамбула – «Карусель на базарной площади» по повести А. Лиханова «Голгофа». • В 1987-м – по роману «Воинский эшелон» снят любимый мальчишками того времени фильм «Команда 33». • 1998 год – кинолента «Высшая мера» – фильм снят в городе Братиславе на словацком языке. • 1999-й – «Последние холода». Все эти киноленты стали достоянием советского кинематографа. |
|
При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Альберта Лиханова: |