Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

  • Культурная суббота
    Культурная суббота
  • 200 изданий
    200 изданий
  • Выставка
    Выставка

Май Петрович Митурич-Хлебников

(29 мая 1925 – 30 июня 2008)

Народный художник РСФСР (1986), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993), действительный член Академии художеств СССР (1991).

Прекрасный график, живописец, монументалист – он был истинным рыцарем изобразительного искусства. Как иллюстратор Май Митурич оформил более ста книг.

С его помощью оживали персонажи Чуковского и Маршака, Даниила Хармса, Заходера, Барто, Михалкова. Он создавал иллюстрации к «Алисе в стране чудес», «Маугли», «Питеру Пэну», «Одиссеи» великого Гомера.

В 2020 году исполнилось 95 лет со дня рождения одного из самых, талантливых и узнаваемых советских иллюстраторов.

Художник подписывал книжки детям так: «от дедушки Мая».

 

 

Май Митурич – это имя как пароль. Книги с его оформлением – украшение любой книжной коллекции. Наша детская иллюстрация не мыслима без его узнаваемых «авторских» книжных решений... без чистых – звонких красок его палитры... Реально и сказочно, за пределами времени, вроде бы в ином, едва-едва сместившемся измерении, живут у Мая Митурича персонажи книг.

Чудесная лодка, автор Г. Снегирев, 1977 Умные вещи, автор С. Маршак, 1966
Маугли, автор Р. Киплинг, 1976 Петушок, автор Р. Кудашева, 1968
Необычайные приключения солнечного зайчика,
авторы В.Берестов и Н.Панченко, 1961
Лиса, бобер и другие,
автор С. Михалков, 1975


Биография

Май Петрович родился 29 мая 1925 года в Москве в семье художников-авангардистов Петра Васильевича Митурича и Веры Владимировны Хлебниковой – родной сестры поэта Велимира Хлебникова. Кстати, Митурич рассказывает, как ему дали такое необычное имя – Май. Отец сказал: «Родился в мае, нужно какое-то и имя такое – весеннее, яркое... Вот Маем пусть и будет!». Так мальчик стал Маем.

Митурич Петр Васильевич Хлебникова Вера Владимировна Митурич Май Петрович

Желания сына рисовать всячески поощрялись – с самого детства ему старались привить любовь к искусству. По его собственному признанию, с детства его окружали одни художники, и до определенного возраста ему даже сложно было представить, что есть другие профессии.

Следуя урокам отца, Май Петрович всегда стремился к натуре, рисуя тушью или карандашом, и даже кода писал маслом. Но к овладению мастерством шел трудно и долго. Жизнь его складывалась сложно. Перед войной умирает мать, Вера Николаевна Хлебникова, живописец редкостного таланта. Она воплотила в своих холстах мироощущение своего гениального брата, поэта Велимира (Виктора) Хлебникова. Отец, объявленный формалистом, лишился всякой работы, пенсии 30 рублей не хватало на жизнь, семья бедствовала.

Серьезным препятствием на пути юного таланта стала война. Вместо того, чтобы получить образование и продолжать совершенствовать навыки изобразительного искусства в ноябре 1942 года Май Митурич в возрасте 17 лет отправился добровольцем на фронт. В 1943 году в Красной армии была организована фронтовая бригада художников с Анатолием Никичем, Борисом Поповым, Евгением Рачавой, где и служил Май Петрович. Цель создания бригады – наглядная агитация. Художники изображали портреты вождей и маршалов на больших плакатах. Когда советские войска одерживали важные победы, плакаты размещались в центрах освобожденных городов для поднятия боевого духа. С этой бригадой Митурич прошел по таким городам как Варшава, Киев, Минск, Курск, Вильнюс, Белгород и Новгород.

Окончание войны Май Петрович встретил в Берлине. Будущий художник служил в армии до 1948 года. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».

Не дожидаясь конца службы, Митурич в 1947 году поступил на заочное отделение в Московский полиграфический институт, который успешно закончил в 1953 году, получив диплом специалиста художника книги.

Книги с иллюстрациями Митурича стали частью жизни советских детей с 1950-х годов. В это время иллюстрирование детской литературы переживало непростые времена, оно нуждалось в новых идеях, преодолении штампов. По всей стране открывались новые полиграфические центры, издательства для детей. Они искали новых художников, готовых с увлечением отдаться работе и посвятить детям свое творчество.

Первыми книжками с иллюстрациями Мая Петровича Митурича стали «Шалтай-Болтай» (1958) и «Сказка о глупом мышонке» (1959). Уже в этих изданиях стали проявляться черты нового живописного мышления.

Митурич проиллюстрировал двухтомное издание «Стихов для детей» С.Я. Маршака – работа заняла почти 5 лет. Он заново переосмыслил персонажей Маршака – старушку и пуделя, доктора Фостера, героев «Королевского бутерброда».

В 1964 году после смерти Маршака был объявлен конкурс на иллюстрирование четырех разворотов любого из его стихотворений. Конкуренция была огромной: в конкурсе принимали участие заслуженные ленинградские мастера Чарушин, Васнецов, Лемкуль, Елисеев. Среди участников был и Митурич – его акварельные развороты к «Стихам для детей» были по достоинству оценены и принесли ему серебряную медаль.

В 1985 году Май Петрович совместно с В.А. Дувидовым приступает к работе над масштабным панно для Палеонтологического музея. Эту работу многие признавали шедевром и впоследствии она заслужила первую премию Московского союза художников и серебряную медаль Академии художеств СССР в 1987 г.

11 лет Май Петрович проработал в Московском полиграфическом институте (1983–1994) в должности и.о. доцента, заведующего кафедрой. Так же художник имеет ученое звание профессора. Митурич ни раз был участником различных симпозиумов, касающихся эстетического воспитания, которые проходили в разных странах мира.

Профессор М.П. Митурич-Хлебников – действительный член Российской академии художеств (1991), академик-секретарь отделения графики (1997) и член Президиума Pоссийской академии художеств с 1997 года.

30 июня 2008 года Мая Митурича не стало, но его имя навеки вписано большими буквами в историю книжной иллюстрации.

Дочь художника, Вера Хлебникова, продолжила традиции своей семьи – и тоже стала художником. Мария Сумнина, художник, дочь Веры Митурич-Хлебниковой и Андрея Монастырского, признаётся: «Я последовательно хотела пойти в космонавты, филологи и философы. Но родители все время подшучивали надо мной, так что в результате все это становилось невозможным».

Май Петрович Митурич-Хлебников Вера Маевна Митурич-Хлебникова Мария Сумнина


Природа – неиссякаемый источник вдохновения

Май Митурич знаменит, в первую очередь, как великолепный график и художник-иллюстратор книг. Он не просто художник, но ещё и путешественник.

Большое влияние на Митурича, как на художника, оказали многочисленные поездки с его отцом Петром Митуричем – известным советским художником. Командорские и Курильские острова, Алтай, Тува, Средняя Азия, Камчатка – эти и многие другие места СССР объездил Май Петрович.

Самый большой успех принесло ему сотрудничество с Геннадием Снегирёвым. Совместно они совершали поездки на Север, Дальний Восток, после которых появились рассказы и рисунки к ним. Наиболее удачные книги «Про пингвинов» и «Пинагор» удостоены дипломов за лучшее оформление.

Про пингвинов, автор Г. Снегирев, 1961 Командорские острова, автор Г. Снегирев, 1969

Эти путешествия вдохновляли художника на многие работы, которые в последствии были использованы как иллюстрации к рассказам о Родине и ее природе в целом. Константин Паустовский в предисловии к книге Г. Снегирева «Рассказы для детей» назвал Митурича «Проводником по чудесной стране, имя которой Россия».

Природа для Митурича всегда была неиссякаемым источником вдохновения. Май Петрович прекрасный рисовальщик. Он рисовал восковыми мелками, акварелью. Митурич выбирал такой тип иллюстрации, при котором ни цвет, ни объём, ни тени не нарушают общей гармонии рисунка и белого листа. Он продуманно выбирал 2-3 цвета жёлтый, синий, чёрный и рисовал, не смешивая цвета. Избегал прямого сходства цвета с натурой, цвет у него условен.

Командорские острова, автор Г. Снегирев, 1969 На Командорах, автор Г. Снегирев, 1975

Тщательная и кропотливая работа над иллюстрациями, трепетное отношение, преклонение перед живой натурой, нелюбовь к готовым штампованным решениям помогли ему обрести свой почерк, своё непохожее ни на кого лицо. И будто в благодарность к такому серьёзному отношению, бумага и краски под рукой Митурича рождали настоящее чудо.

В рассказах о природе мягкие тона, прозрачные акварели усиливают ощущение тишины, спокойствия, которое испытывает человек в природе.

Про пингвинов, автор Г.Снегирев, 1961 Чудесная лодка, автор Г.Снегирев, 1977
В пустыне, автор Г. Снегирев, 1975


Сказочные миры Мая Митурича

Май Петрович Митурич

Помимо рассказов о природе Май Петрович чудесно передает сказочный мир, что подтверждают работы художника со многими известными детскими писателями.

Митурич оформил десятки книг. Награжден Почетным дипломом Международного совета по детской книге. Его иллюстрации удостоены дипломов за лучшее оформление. При этом он не копировал сам себя, как иногда бывает с востребованными художниками: в каждой книге он всегда немного другой, новый.

Май Петрович долго сотрудничал с детским издательством «Малыш», где вышли многие его книжки. Иллюстрировал произведения: Низский В. «Кролик и обезьяна»; Снегирёв Г. «Про оленей», «Рассказы для детей»; Хармс Д. «Веселые чижи»; Маршак С. «Стихи для детей», «Угомон», «Шалтай-Болтай», «Умные вещи»; Чуковский К. «Бармалей», «Приключения Бибигона», «Краденое солнце» «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Сказки дедушки Корнея»; Рауд Э. «Сказки одного лета»; Киплинг Р. «Кошка, гулявшая сама по себе», «Маугли»; Кэрролл Л. «Приключение Алисы в стране чудес».

Муха-Цокотуха, автор К.Чуковский, 1986
А у нас под крылом, автор А. Барто, 1986
Сказки одного лета, автор Э. Рауд, 1978
Красная горка, автор В. Бианки, 1986
Аленький цветочек, автор С. Аксаков. 1986
Муха-Цокотуха,
автор К. Чуковский, 1986
Веселые чижи,
авторы Д. Хармс и С. Маршак, 1975
Золотое колесо, автор Самуил Маршак, 1977
Лебединое горе, автор А. Барто, 1975
Приключения Бибигона,
автор К.Чуковский, 1969
Лиса, бобер и другие,
автор С. Михалков, 1975

Нельзя не упомянуть о работе над «Маугли» Р. Киплинга, которая получила широкое признание. Май Митурич сохраняет натурализм изображений, даже работая со сказкой – полной свободы фантазии в его работах нет, чувствуется внутренняя дисциплина, которая выработана многолетней работой с натуры.

Маугли, автор Р. Киплинг
Приключения Алисы в стране чудес,
автор Л. Кэрролл, 1977
Питер Пэн, автор Д. Барри, 1971

В одной из своих статей Май Петрович Митурич писал: «…изображение в книге по-настоящему обретает право на существование лишь тогда, когда выражает то, что не передашь словами». Трудно сосчитать, как много говорят «не словами» те книги, в которых есть Митурич.


Японские сказки Мая Митурича

Мая Митурича часто воспринимают как «японского» русского художника, хотя сам он говорил, что между его творчеством и классической восточной живописью лишь внешнее сходство и то, что в Японии ценят его работы именно как европейские.

«Ходит такой миф, – говорит Митурич, – что в Японии меня оценили потому, что я японистый. Мол, им должно нравиться, что я тонкой кисточкой рисую. Ничего подобного. Там ко мне относились как к русскому художнику. А японистых японцев у них своих хватает».

Далекий и неизвестный мир природы, других людей, их уклада жизни – всё это открывается в чудесных японских сказках, оформленных Митуричем.

Яркие, красочные иллюстрации Митурича помогают ребенку войти в чудесный мир японского пейзажа, быта и обычаев этой страны. В его рисунках приближается к нам, выступает из запредельной дали неведомая Япония.
Тонкие изящные и весёлые иллюстрации, созвучные японскому искусству, оживают в прозрачных, лёгких, сделанных тушью рисунках на свитках. А ещё больше – в акварелях, пейзажах Японии, пронизанных её светом, её воздухом. Сделанные во время пребывания на Хоккайдо, где художник прожил год по приглашению своих японских друзей, «японские» вещи Митурича лишены оттенка стилизаторства: его «рука» узнаётся в каждом штрихе, каждой линии, каждом оттенке цвета. И в то же время – это Япония.

Японские сказки, 1983

Пусть чуть-чуть «русская» Япония, в восприятии русского художника, преломленная сквозь его зрение, прошедшая через его душу, но от того в особенности близкая нам, понятная и потрясающе живая.


Эллада Мая Митурича

Также стоит отдельно выделить работу над книгой «Одиссея» Гомера, которая получила высокую оценку художественных критиков.

Не за гранью времён, а рядом, доступно глазу художника, проступает через туман веков прекрасное ребячество Эллады. Белеет нетронутой чистотой прибрежный песок, и корабли Одиссея растворяются в манящих просторах южных морей. И неразрывно с той древней Элладой встают в акварелях, сделанных художником с натуры, неподвластные времени просторы моря, стволы олив, очертания прибрежных скал греческих островов...


***

За годы своей работы в области иллюстрации книг М. Митурич удостоился множества наград и по праву считается одним из самых известных художников советского периода. Май Петрович обладатель таких наград, как:
1965 год, Лейпциг – Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги (С. Маршак «Стихи для детей»).
1967 год, Братислава – Серебряная медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги (К. Чуковский «Краденое солнце»).
1979 год – международный диплом имени Г.Х. Андерсена.
2005 год, Япония – Орден Восходящего солнца.


«Художник, он должен уметь делать все…»

«Я с детства был воспитан так, что художник – это Художник, он должен уметь делать все. Леонардо был художником, но делал и вертела, и вертолеты. Я, конечно, не равняю себя с Леонардо, но настоящий мастер должен уметь многое. К тому же живопись – это способ наиболее полного выражения художника. Когда работаешь над книгой, остаешься в определенных рамках – иллюстрации связаны с текстом, с условиями издательства. Живописец же работает не на заказ, он свободен».

М. П. Митурич

Несмотря на то, что книжная графика занимала ум и почти всё время, Митурич придерживался мнения, что настоящий мастер должен уметь многое и не замыкаться в одной сфере. Помимо иллюстрации, художник занимался живописью, станковым рисунком, литографией, линогравюрой, шелкографией. Вместе с Виктором Дувидовым и еще несколькими коллегами он создал невероятных масштабов фрески в Палеонтологическом музее. Кроме того, Май Митурич – создатель многочисленных акварелей «Вековая Олива» (1997), «Ирисы и маргаритки», «В Мастерской», «Оливковая роща» и многие другие.

М. Митурич. "Окно", акварель

М. Митурич. "Поселок на БАМЕ",
акварель

Работы художника можно увидеть в Государственном Русском музее, в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, во многих областях России, а так же в частных коллекциях и музеях Японии, Болгарии, Сирии, Чехии и Германии.

Известный художник, чьи картины висят в Третьяковке, Пушкинском, Русском музеях, – для своего положения и своих лет Май Митурич был удивительно прост, скромен, даже слегка застенчив. Красив и статен, с седоватой бородой и неповторимым тембром голоса. От его обращения «голубчик» все внутри замирало, ведь так уже никто не говорит.

«Рисующий светом», – так говорят про уникального художника Мая Митурича.

Бывает движение кисти, которое изображает не предмет, а только его душу. Так нарисована Митуричем тайга для писателя Снегирёва, джунгли для писателя Киплинга, профиль Одиссея и профиль тучи для слепого Гомера, и такие деревья под дождём для японских сказок, будто старинные мастера в шёлковых кимоно и с кистью в руках тоже его родственники.

Книги о М.П. Митурич-Хлебникове

Ганкина, Э. З. Май Митурич / Элла Ганкина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 153 с. : ил. – ISBN 5-7370-0010-9. – Текст : непосредственный.
Митурич, М. Воспоминания. Живопись. Графика : [книга-альбом к 90-летию М. П. Митурича] / Май Митурич ; [составитель В. Хлебникова]. – Москва : Фортуна ЭЛ, 2015. – 334 с. :  портр., цв. ил. –  ISBN 978-5-9582-0064-1. – Текст : непосредственный.
Митурич, М. П. Записки художника / Май Митурич ; редактор М. Чегодаева. – Москва : [б. и.], 2009. – 279 с. : цв. ил., портр. – Текст : непосредственный.


При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Мая Петровича Митурича-Хлебникова:

1. Виртуальная выставка к 95-летию со дня рождения Мая Митурича. – Текст : электронный // Российская Государственная детская библиотека : [сайт]. – URL: https://rgdb.ru/home/news-archive/6018-virtual-naya-vystavka-k-95-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-maya-mituricha (дата обращения : 20.08.2020).
2. Май Митурич. – Текст : электронный // ВГБИЛ. Центр детской книги библиотеки иностранной литературы. Детский зал : [сайт]. – URL: http://deti.libfl.ru/illustrator/miturich (дата обращения : 20.08.2020).
3. Май Митурич-Хлебников. – Текст : электронный // Книги с картинками : [сайт]. – URL: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/may-miturich/ (дата обращения: 20.08.2020).
4. Сказочные миры Мая Митурича. – Текст : электронный // Яндекс. Дзен : [сайт]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/galeryru/skazochnye-miry-maia-mituricha-5dee321ca660d700adf409a3 (дата обращения : 20.08.2020).
5. Штейман, А. Все краски Мая / Анна Штейман. – Текст : непосредственный // Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2011. – № 5. – С. 25–27.