Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

«Большой мир Маленького Принца»

Антуан де Сент-Экзюпери - писатель, поэт и профессиональный лётчик. (29 июня 1900 – 31 июля 1944)

«Жить – это значит постепенно рождаться» (с) Антуан де Сент-Экзюпери

Антуан Де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель первой половины ХХ века. Будучи выходцем из аристократической семьи, он сумел порвать с богемным образом жизни богачей, стал профессиональным летчиком и всегда следовал своим философским убеждениям.

Сент-Экс говорил: «Человек должен сбыться… Действие спасает от смерти… страха, от всех слабостей и болезней». И он сбылся. Сбылся как пилот – профессионал своего дела, как литератор, подаривший миру бессмертные произведения искусства, как человек – носитель высоких моральных качеств.

За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: он возит почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работает в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и экзотичной Сахары, в качестве политического корреспондента посещает Испанию и СССР. Многочасовые перелеты располагают к размышлению. Все надуманное и пережитое Сент-Экс выкладывает на бумагу. Так создавалась его тонкая философская проза – романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель», рассказы «Летчик» и «Военный летчик», многочисленные эссе, статьи, рассуждения и, конечно же, не по-детски глубокая и грустная сказка «Маленький принц».

 

Детство (1900–1917)

«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство»

Антуан Жан-Батист Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 года в Лионе в аристократической семье.

Его мать – Мария де Фонколомб – была представительницей старинного провансальского рода, отец – граф Жан де Сент-Экзюпери – из еще более древнего лимузенского семейства, члены которого были рыцарями Святого Грааля.

Отцовской ласки Антуан не знал – родитель умер, когда юному Экзюпери было всего четыре года. Мать с пятью малолетними детьми (Марией-Мадлен, Симоной, Антуаном, Франсуа и Габриэль) остается со звучным именем, но без финансовых средств. Семейство тут же берут под свое покровительство состоятельные бабки, владелицы замков Ла-Моль и Сен-Морис де Реманс. В живописных окрестностях второго проходит счастливое детство Тонио (домашнее прозвище Антуана).

 Мария де Фонколомб  Граф Жан де Сент-Экзюпери

Он с теплотой вспоминает сказочную «верхнюю комнату», где обитали дети. У каждого там был свой уголок, обставленный в соответствии со вкусами маленького хозяина. С самого юного возраста у Тонио две страсти – изобретательство и сочинительство. Так, в колледже Антуан демонстрирует хорошие результаты по французской словесности (до сих пор сохранились его школьное сочинение о жизни Цилиндра и стихотворения).

Юный Экзюпери был склонен к размышлениям, мог задумываться, подолгу глядя куда-то в небо. За эту особенность ему дали шуточное прозвище «Лунатик», но называли так за глаза – Тонио был мальчиком не робкого десятка и мог постоять за себя с кулаками. Это объясняет, что по поведению у Экзюпери всегда был самый низкий балл.

 

Антуан де Сент-Экзюпери
с матерью и сестрой

В 12 лет Антуан совершает свой первый полет. За штурвалом прославленный летчик – Габриэль Враблевски. Юный Экзюпери в кабине пилота. Это событие ошибочно считают определяющим в выборе дальнейшей карьеры, якобы с первого полета Антуан «заболел небом». На самом деле в 12 лет представления о будущем у юного Экзюпери были более чем расплывчатыми. К полету он отнесся равнодушно – написал стихотворение и благополучно забыл.

Когда Тонио исполняется 17 лет, умирает его младший брат Франсуа, с которым они были неразлучны. Трагическое событие стало тяжелым потрясением для подростка. Он впервые сталкивается с суровостью жизни, от которой его все эти годы старательно ограждали. Так заканчивается светлое детство. Тонио превращается в Антуана.

 

Выбор карьеры. Первые шаги в литературе (1919–1929)

«Стоит только подрасти, и милосердный бог оставляет вас на произвол судьбы»

Окончив колледж, Антуан Экзюпери сталкивается с первым серьезным выбором. Он мучительно пытается наметить свой путь в жизни. Поступает в Военно-морское училище, но проваливает экзамены. Посещает Академию художеств (архитектурное отделение), но, пресытившись бесцельной богемной жизнью, бросает обучение. Наконец, в 1921 году, Антуан записывается в авиационный полк Страсбурга. Он вновь-таки действует наугад, не подозревая, что эта авантюра станет любимым делом жизни.

1927 год. За плечами 27-летнего Антуана Сент-Экзюпери успешно выдержанные экзамены, звание гражданского летчика, десятки полетов, серьезное крушение, знакомство с экзотичными Касабланкой и Дакаром.

Экзюпери всегда чувствовал в себе литературные наклонности, но не брался за перо из-за недостатка опыта. «Прежде чем писать, – говорил Сент-Экс, – нужно жить». Семилетний летный стаж дает ему моральное право представить миру свой первый литературный труд – роман «Южный почтовый», или «Почта–Юг».

В 1929 году независимый издательский дом Гастона Галлимара («Галлимар») публикует «Южного почтового». К удивлению самого автора, критики встретили его труд очень тепло, отметив новый круг проблем, затронутых начинающим писателем, динамичный стиль, емкость повествования, музыкальную ритмику авторского слога.

Несмотря на успех, Экзюпери снова отказывается от богемной жизни литератора, и ко всеобщему удивлению поступает на высшие авиационные курсы в Бресте.

Получив должность технического директора, дипломированный пилот Экзюпери отправляется за океан в Южную Америку.

 

Консуэло. Другие публикации. Экзюпери - корреспондент (1930–1939)

«Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – это значит смотреть в одном направлении»

Итогом американского периода в жизни Экзюпери стал роман «Ночной полет» и знакомство с будущей женой Консуэлло Сунсин Сандоваль. Экспрессивная аргентинка стала впоследствии прообразом Розы из «Маленького принца». Жизнь с ней была очень сложной, порой невыносимой, но и без Консуэлло Экзюпери не представлял своего существования. «Никогда не видел, – иронизировал Сент-Экс, – чтобы такое маленькое существо производило столько шума».

Вернувшись во Францию, Экзюпери сдает «Ночной полет» в печать. На этот раз Антуан доволен проделанной работой. Второй роман – это не проба пера начинающего незрелого литератора, а тщательно продуманное художественное произведение. Теперь о писателе Экзюпери заговорили. К нему пришла известность.

За роман «Ночной полет» Экзюпери был удостоен престижной литературной премии «Фемина». В 1933 году США выпустили одноименную экранизацию книги. Проект режиссировал Кларенс Браун.

Сент-Экс продолжает летать: он доставляет почту из Марселя в Алжир, обслуживает частные внутренние рейсы, зарабатывает на свой первый самолет «Симун» и едва не разбивается на нем, потерпев крушение в Ливийской пустыне.

Антуан де Сент-Экзюпери
и Консуэлло Сунсин Сандоваль

Все это время Экзюпери не прекращает писать, проявляя себя, как талантливый публицист. В 1935 году, по заданию газеты «Пари-Суар», французский корреспондент посещает СССР. Итогом поездки стала серия любопытных статей о таинственной державе, что находилась за «железным занавесом». Европа традиционно писала о Стране Советов в негативном ключе, однако Экзюпери старательно избегает подобной категоричности и пытается разобраться, как живет этот необычный мир. В следующем году писатель вновь попробует себя на поприще политического корреспондента, отправившись в охваченную гражданской войной Испанию.В 1938–39 годах Сент-Экс летает в Америку, там он работает над третьим романом «Планета людей», ставшим одним из наиболее биографичных произведений писателя. Все герои романа – реальные лица, а центральный персонаж – сам Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

«Маленький принц» (1940–1943)

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Мир охвачен войной. Фашисты занимают Париж, все больше стран оказываются втянутыми в кровопролитную войну. В это время, на обломках человечества, создается добрая, до боли щемящая повесть-аллегория «Маленький принц». Она вышла в свет в 1943 году в США, так что сперва главные герои произведения обратились к читателям на английском и только потом на языке-оригинале (французском). Классический русский перевод сделан Норой Галь. Советский читатель познакомился с «Маленьким принцем» в 1959 году на страницах журнала «Москва».

Сегодня это одно из самых читаемых произведений в мире (книга переведена на 180 языков), интерес к которому не ослабевает. Многие цитаты из повести стали афоризмами, а визуальный образ Принца, созданный самим автором, мифологизировался и превратился в наиболее узнаваемого персонажа мировой культуры.

 

Последний год (1944)

«И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то…»

Друзья и знакомые настоятельно отговаривали Экзюпери от участия в войне. На этот момент его литературный талант уже не вызывает ни у кого сомнений. Все уверены – Сент-Экс принесет стране куда больше пользы, оставшись в тылу. Вполне вероятно, что писатель-Экзюпери принял бы такую позицию, но летчик-Экзюпери, гражданин-Экзюпери, человек-Экзюпери не может сидеть сложа руки. Он с большим трудом выбивает себе место в ВВС Франции. В исключительном порядке Экзюпери разрешают вылететь пять раз. Но он правдами и неправдами выпрашивает новые задания.

31 июля состоялся девятый полет военного разведчика Антуана Экзюпери. Вылетев ранним утром с корсиканского аэродрома Борго, пилот больше не вернулся. Его признали пропавшим без вести.

7 сентября 1998 года в Средиземном море, вблизи о. Риу в акватории Марселя, на палубу судна  «Горизонт», принадлежащего Ж.-К.Бьянко, его работник Абиб Бенамор, поднял среди прочего со дна моря, браслет-цепочку с металлической пластинкой, после очистки которой, на ней проступили слова «ANTOINE DE SAINT-EXUPERY (CONSUELO) и почтовый адрес издателей Рейнал и Хичхок в Нью-Йорке.

Осенью историк-исследователь Филипп Кастеллано, возглавляющий ассоциацию, занимающуюся поиском на дне моря самолётов времён Второй Мировой войны, обнаружил фрагменты «Лайтнинга». Идентификация останков длились до 2004 года.

В результате исследований  было неопровержимо доказано, что найденные в море останки самолёта принадлежат «Лайтнингу П-38 F5-B», на котором отправился в свой последний полёт майор Антуан де Сент-Экзюпери.

В июне 2006 года в Ле-Бурже официально открыта экспозиция, посвященная Антуану де Сент-Экзюпери, где  представлены и фрагменты самолета легендарного пилота-писателя.

Однако, тайна обстоятельств исчезновения автора «Маленького принца» остается неразгаданной…

«Планета людей»

Роман «Планета людей» (1939) является одним из наиболее автобиографичных. Автор и главный герой сливаются в одном лице. Произведение представляет собой сборник воспоминаний, репортажей, философских размышлений, и потому лишено традиционной сюжетности.

Рассказывая о событиях, пережитых за годы карьеры летчика, Сент-Экс (дружеское прозвище Экзюпери) рассуждает о таких реалиях, как долг, ответственность, предназначение человека. Автор описывает два мира, в которых ему посчастливилось жить. Это пространство неба и пространство земли. Полюсарно разные, они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, создавая единую вселенную – Планету людей.

Молодой пилот Экзюпери
«Линия», «Товарищи»

Воспоминания автора-главного героя начинаются с 1926 года, когда он, молодой пилот, только что поступил в компанию «Латекоэр». Задачей Экзюпери и его коллег была доставка почты из Франции в Африку. «Латекоэр» первая установила сообщение между Тулузой и Дакаром (самый западный населенный пункт Африки), так что многие пилоты авиакомпании были разведчиками-первооткрывателями.

Рассказчик повествует о том, как сложна работа пилота-исследователя, как важно на зубок знать маршрут, по которому летишь, какие опасности подстерегают человека за штурвалом. Он позволяет читателю взглянуть на мир глазами летчика. Так, для пассажира самолета облака – не более чем унылое белое месиво, для пилота – важный ориентир, карта местности, богатейший источник информации. Горы для обыкновенного человека – величественный образец красоты и вдохновения, для пилота – смертельная опасность.

Сент-Экс с благоговейным трепетом вспоминает о «старичках», опытных летчиках. Пусть они и были немного высокомерны по отношению к юнцам, но всегда помогали дельным советом и были кладезями бесценного опыта, который порой может стоить жизни.

Молодой пилот рассказывает о своих товарищах. Вспоминает о разведчике Мермозе, что покорял пески и снега. Он погиб, так и не вернувшись из очередного разведывательного полета. Восхищается подвигом Гийоме, который, потерпев крушение, шел пешком через снега сутки напролет, тысячу раз отчаивался, готовился встретить смерть, но все-таки не сдался и выжил.

Этот «ужасный» технический прогресс
«Самолет», «Самолет и планета»

У технического прогресса есть свои сторонники и противники. Последние считают, что машины губят человека. Автор уверен, что сама по себе машина не страшна, она лишь средство. В ней нет ничего губительного, если она используется для достижения благой цели. Однако люди, иронизирует Экзюпери, всего лишь «молодые дикари», которые «не устали дивиться новым игрушкам».

Так, техническое усовершенствование летательных аппаратов превратилось в гонку между компаниями, странами, отдельными изобретателями. Ведомое азартом соревнования, человечество напрочь забыло, для чего собственно нужно совершенствовать самолет. А для того, чтобы грузы доставлялись в отдаленные уголки планеты, чтобы происходило сообщение между странами, чтобы не гибли летчики и пассажиры.

Самолет, резюмирует автор, прекраснейшее из человеческих изобретений. Это орудие познания. Оно открыло людям новые горизонты, которые долгое время скрывали дороги.

Именно эта чудо-машина превращает пилота в странника, в исследователя новых миров. Самым впечатляющим открытием для летчика Экзюпери стала Сахара.

Три года Сахары
«Оазис», «В пустыне», «В сердце пустыни»

Прежде, чем описать пустыню, рассказчик делится своими впечатлениями об оазисе – одном из самых загадочных чудес света. В девственном саду, окруженном песками пустыни, скрывается больше тайн, чем за Великой Китайской стеной.

Автор вспоминает одну из своих стоянок. Это произошло недалеко от Конкордии. Он стал гостем уединенного домика, в котором вело свою тихую жизнь одно семейство. Посреди пустынной местности каменное строение казалось настоящей крепостью, а внутри него – новый земной рай. Радушный хозяин приглашает гостя в дом. В комнатах пахнет старыми книгами, и этот аромат пропитывает все предметы, как церковное благовоние.

Летчик знакомится с двумя прекрасными обитательницами «крепости» – дочками хозяина. Юные девушки дичатся чужака. Их непосредственность, скромность, девственная красота приводят пилота Экзюпери в восхищение. Он называет девушек феями оазиса и с грустью представляет, как они вырастут, и «какой-то болван уведет их в рабство».

Оазис позади. Начинается знакомство с пустыней. По долгу службы, Экзюпери провел в Сахаре три долгих года. За это время он научился читать пустыню, чувствовать ее настроение, распознавать песчаные сигналы об опасности. Он познал мучительный вкус жажды и поверил в воду, как в Бога.

Сахара располагает к философии. Рассказчик рассуждает об одиночестве и быстротечности времени. Обычно люди не замечают, как бежит время. Они расточают его драгоценные крупицы на безделицы, пока лучшие земные дары ускользают сквозь пальцы. Находясь в Сахаре, вдали от мирской суеты, Экзюпери с ужасом задумывается о том, как быстро несется жизнь. Страшно даже не то, что гаснет молодость, а то, что там, далеко, стареет весь мир.

Сахара – это не только нега и спокойствие. Ее пески таят массу опасностей. Пилотам приходится не раз столкнуться с повстанцами из непокоренных племен, которые имеют обыкновение казнить пленных европейцев. К счастью, для Экзюпери и его товарищей встречи с дикарями прошли довольно мирно и даже познавательно.

А однажды пустыня едва не погубила Сент-Экса. Потерпев крушение, Экзюпери и механик Прево оказались в песчаном плену за сотни километров от цивилизации. Несколько дней они мучились от жажды и сходили с ума от миражей. А когда липкое дыхание смерти уже сковывало горло, несчастных спас местный бедуин.

Сонное царство людей
«Люди»

В последней части романа Сент-Экс рассуждает о двух типах людей: тех, кто живет по призванию, и тех, кто существует в сонном забвении. Со стороны жизнь вторых может казаться вполне успешной, но на самом деле она пуста, потому что не имеет стоящей цели.

Такие мысли посещают рассказчика, когда он едет в поезде и наблюдает за пустыми лицами своих попутчиков. Возможно, в ком-то из них под грузом бытовых условностей томится великий поэт или художник. Только одно лицо внушает Экзюпери надежду – лицо спящего мальчика, что примостился между родителями. Это настоящий маленький принц. Если бы не унылая среда, в которой ему придется расти и прозябать, из него мог бы выйти второй Моцарт. Но, увы, Моцарт обречен.

«Только Дух, – афористично заканчивает Экзюпери, – коснувшись глины, творит из нее Человека».

«Молитва»

«Молитву» трудно отнести к какому-то определённому жанру. Это произведение одно из самых коротких в творчестве Сент-Экзюпери. При этом именно в «Молитве» автор смог сказать столько, сколько не сказал в более объёмных произведениях.

Нелёгкая работа великого французского лётчика ежедневно подвергала его жизнь большому риску. Сент-Экзюпери знал, что каждый день для него может стать последним, и хотел распорядиться отпущенным ему временем как можно более продуктивно.

Умение отличать главное от второстепенного необходимо каждому человеку. Особенно важна эта способность для представителя опасной профессии. Перед лётчиком нередко встаёт сложный выбор: выполнять служебный долг или спасать свою жизнь. Однозначного решения по этому вопросу быть не может.

Сент-Экзюпери просит Бога помочь ему понять, что мечты не могут оказывать реальную помощь человеку в его повседневной жизни. Мечта не способна дать ничего, кроме красивых иллюзий. Однако именно в погоне за этими иллюзиями люди забывают обо всём на свете, меняют реальное на вымышленное. Автор видит опасность чрезмерного увлечения своими фантазиями.

Человек склонен жить воспоминаниями о прошлом или размышлениями о будущем. Страхи из прошлого или будущего мешают людям быть счастливыми в настоящем. Иногда бывает и наоборот: человек считает, что раньше он был счастливее, или что он будет счастлив потом. Между тем, прошлое никогда не вернётся, а будущее может не оправдать наших ожиданий.

Лёгкие пути

Для Сент-Экзюпери очень важно избежать иллюзии того, что намеченной цели можно добиться лёгкими путями. Вера в то, что всё в жизни должно доставаться легко и просто, приводит многих к отказу от борьбы за своё счастье после первой же неудачи. Сент-Экзюпери сам долго шёл к своей цели. Неудачи не смогли остановить его. Более того, автор уверен, что любое поражение – это своеобразная возможность роста.

Писатель просит о том, чтобы Бог в нужный момент послал ему человека, который сказал бы ему правду, какой бы неприятной она не была. По мнению автора «Молитвы», только настоящий друг может открыть глаза. Льстец никогда не станет другом, поскольку преследует исключительно корыстные интересы.

Многие проблемы, полагает автор, возникают только из-за того, что человек проявил нетерпение. Люди стремятся к мгновенным результатам. А между тем, на всё в этом мире нужно время. Сент-Экзюпери осознаёт, что многие неприятности разрешимы сами собой.

Быть достойным другом

Автор «Молитвы» просит Бога стать достойным другом, считая дружбу «нежным Даром Судьбы». Каждому важно наличие в его жизни не только любимого человека и семьи, но и хороших преданных друзей.

Верные друзья не смогут появиться до тех пор, пока человек сам не научится быть хорошим товарищем. Автор хочет научиться не только брать, но и отдавать окружающим любовь и тепло. Эгоист, который берёт и ничего не отдаёт, никогда не будет счастлив, ведь счастливая любовь и дружба не могут быть неразделёнными.

Самая мудрая просьба Сент-Экзюпери – дать ему не то, что он желает, а то, что ему действительно необходимо для полноценной жизни. Зачастую люди стремятся к ложным идеалам, к вещам, которые не способствуют их счастью. Человек не всегда самостоятельно может отличить желаемое от необходимого.

Личность автора

Несмотря на то, что «Молитва» – очень короткое произведение, через него можно достаточно глубоко постичь личность самого автора, увидеть, что его волновало, чего он желал, а от чего, наоборот, хотел избавиться.

Читатель не может не заметить, что Сент-Экзюпери не требует от высших сил никаких материальных ценностей. Роскошь он видит не в большом количестве денег или антиквариата. Настоящее богатство для автора – это общение с настоящими друзьями, для которых он и сам хочет стать верным и преданным другом. Французский лётчик считал роскошью любимую работу и возможность путешествовать.

Подобно царю Соломону, Сент-Экзюпери просит Бога дать ему мудрости: не желать того, что не является действительно необходимым, правильно использовать оставшееся на этом свете время, быть справедливым по отношению к ближнему, слышать правду и уметь принимать её.

Великий французский лётчик был бескорыстным человеком, умевшим ценить маленькие радости жизни. Сент-Экзюпери видел свою миссию в том, чтобы служить всему человечеству. Именно поэтому он выступал против войны. Любая война – это, прежде всего, убийство. А убийство и служение людям несовместимы.

Невидимые персонажи

Помимо самого автора, в «Молитве» можно рассмотреть и ещё двух, на первый взгляд незаметных персонажей. Первым из них является Бог. Читатель не слышит его ответов, но отчётливо ощущает его присутствие.

У каждого человека своё собственное отношение к Богу. Одни в него верят. Другие считают его вымыслом. Третьим вообще безразлично существование потусторонних сил. Сент-Экзюпери, возможно, и не был религиозным, но существование Бога не отвергал. Автор воспринимает Бога вне религии и считает, что обращаться к нему можно со своей собственной молитвой. Малопонятные тексты на латыни не трогают человеческую душу.

Сент-Экзюпери никому не навязывает свою веру и видение Бога. Общение со Всевышним для автора – это сугубо личное. Оно не может быть общим и одинаковым для всех. Бога читатель может видеть только глазами самого Сент-Экзюпери. Перед нами предстаёт всемогущий и вместе с тем мудрый Создатель, который не может отказать в просьбе своего творения, особенно, если его просят не о материальных благах, а о духовных ценностях.

Вторым персонажем-невидимкой становится Читатель. Его присутствие ещё меньше, чем присутствие Бога. Можно даже сказать, что такого персонажа нет вообще. Тем не менее, он есть. Обращаясь к Создателю, автор также обращается и к Читателю. Явный призыв переоценить свои ценности увидеть сложно. Но речь автора построена таким образом, что наводит на размышления. Вряд ли большинство людей, подобно французскому лётчику, просят Бога о мудрости и умении любить ближнего. Люди нередко забывают о том, что материальное благополучие, само по себе, не может дать настоящего счастья. Неодушевлённые предметы не наделены такой способностью.

«Молитва» Антуана Де Сент-Экзюпери

«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов».

 

«Маленький принц»

О судьбе «Маленького принца» в России

Антуан де Сент-Экзюпери писал свою сказку как завещание, готовясь отправиться на фронт. «Я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы», – подчеркивал автор в первой же главе. Все, что он хотел сказать миру, есть на страницах «Маленького принца», полных боли и нежности. 

Первое издание «Маленького принца» увидело свет шестьдесят пять лет назад в Нью-Йорке. Во Франции, на языке оригинала, сказка была опубликована тремя годами позже. Полвека назад простые и вечные слова – «Мы в ответе за тех, кого приручили» – впервые прозвучали на русском. Перевод Элеоноры Яковлевны Гальпериной (творческий псевдоним – Нора Галь), неподражаемый по точности и изяществу, навсегда сделал книгу родной для российского читателя. Недаром французские журналисты назвали переводчицу «московской мамой «Маленького принца» и считают ее перевод самым лучшим.

Сегодня «Маленький принц» в русском переводе Норы Галь издается и крохотными книжками, и подарочными изданиями. По нему снимают художественные и мультипликационные фильмы, ставят драматические и кукольные, балетные и музыкальные спектакли. Как написано у Сент-Экзюпери, «Все взрослые были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Главные герои
Герои-люди: один пласт повествования

«Маленький принц» – это сказка, и такой она становится отчасти потому, что главные действующие лица в ней не только люди. Тут читатель встретит и мудрого прирученного лиса, и коварную змею, и даже капризную розу. Но все-таки человеческих персонажей больше.

Первым и, безусловно, главным является, конечно же, сам Маленький Принц. И тут нас поджидает первая загадка: раз это сын правителей, значит, в сказке должны быть и король, и королева. Ведь без них никакого принца быть не может. Однако нигде в истории нет никакого упоминания о родителях Маленького Принца.

Мы видим его портрет: действительно, есть корона и плащ, но чем же он тогда правит? Или чем правят его папа с мамой? На этот вопрос нет, и не предполагается ответа. Мы воспринимаем мир через призму мировоззрения маленького ребенка, и в таком возрасте ни для кого не важен статус родителей. Все дети принимают друг руга как данность. И даже Маленький Принц для них – это просто ребенок, и его происхождение никого не интересует. Такова констатация факта.

Однако этот малыш уже ответственен и мудр даже больше, чем любой взрослый. Он ухаживает за своей планетой, каждый день, не забывая об этом ни на миг, он заботится о капризной розе, спасая ее от всех возможных невзгод. Он любит своих друзей и искренне привязывается к ним. Но, как любой ребенок, Маленький Принц любопытен и неосмотрителен. Поссорившись с розой и заскучав, он, недолго думая, уходит с родной планеты и отправляется в далекое путешествие – посмотреть, а как же живут другие? Это так по-детски! Ну, кому же не хотелось, хотя бы раз, сбежать из дома?
Иллюстрации Антуана де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц»

Взрослый ребенок

Правда, этот ребенок – он и взрослый одновременно. У него нет родителей, и он сам строит свою жизнь. Помощи ждать неоткуда, да ее и не предполагается. Поэтому Маленький Принц разумен не по годам, хотя и позволяет себе простые детские шалости.

Итак, оторвавшись от родной крошечной планеты, этот ребенок отправляется в путешествие по другим мирам. Пока он не окажется на нашей бренной Земле, на пути ему встретятся другие планеты, и на них будут не менее удивительные персонажи. Каждый из них – это олицетворение каких-либо страстей. Каждый занят чем-то одним, и не может оторваться от своего дела, хоть оно, по сути, никому не нужно. Это уже представляет собой устройство нашего взрослого мира: многие люди занимаются тем, что никому не нужно, тратя свою жизнь на пустое.

Так и король, который единолично правит на планете, где нет других людей. Вся его страсть – это власть, совершенно пустая и ненужная. Так и фонарщик, который каждые сутки включает и выключает единственный фонарь на планете, где нет других людей. С одной стороны, это вроде ответственность, а с другой – пустая трата собственной жизни. Так и пьяница, который целыми днями пьет, и счетовод, который дальше своих цифр не видит.

Разочаровавшись в соседях, маленький Принц летит дальше и, наконец, попадает на нашу планету, где встречается с автором-повествователем. И удивительно, но отчего-то эти два человека, большой и маленький, находят общий язык и понимают друг друга. Может, так происходит, потому что образ Маленького Принца – это тоска автора по ушедшему детству, это тот самый маленький ребенок, живущий не очень глубоко в душе Анутана де Сент-Экзюпери.

Однако образ не автобиографичен. В нем есть отголоски маленького Тонио, но уже одно то, что автор рассказывает от своего имени, не позволяет отождествлять маленького принца с ним самим. Это разные люди. И ребенок – это лишь проекция, некий собирательный образ, отголоски детских воспоминаний, но никак не сам Антуан де Сент-Экзюпери.

В книге есть и другие герои, только это не люди. Однако они играют очень важную роль для раскрытия и всего смысла произведения, и его деталей.

Герои-животные: очень значимые для повествования персонажи

Маленький Принц – это ребенок, и в первую очередь он им и остается. Поэтому для него, как и для любого малыша, огромное значение имеют животные. Все знают, как любят своих котят и щенков маленькие дети, так и главный герой этой удивительной сказки нуждается в четвероногом друге. И ему удается приручить Лиса.

Лис – это очень важный персонаж, он помогает раскрыть саму суть философии всей сказки, помогает заглянуть в самые глубины повествования. И направляет сюжет.

Итак, постепенно Лис приручается, и, в конце концов, становится, зависим от мальчика. И именно ему принадлежат бессмертные слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это первый урок любви, преданности, доверия. И Маленький принц его благодарно принимает и усваивает всем своим существом. И именно тогда появляется тоска по розе: ведь она там одна, среди баобабов, которые разрывают планету, испуганная и такая беззащитная. И прирученная. А он, маленький Принц, в ответе за тех, кого приручил. Значит, пора домой.

И вот тут появляется Змея. Этот образ легко читаем и узнаваем еще по библейским канонам. Змей-искуситель, который был там, продолжает выполнять ту же самую функцию практически во всех литературных произведениях. И тут, как только появляется желание у мальчика вернуться домой, возникает и этот самый искуситель, предлагающий свою помощь. В Библии это было яблоко, а в произведении французского писателя – укус.

Змея говорит, что может отправить ребенка домой, что у нее есть волшебное средство и, конечно же, это яд. В библейском сюжете люди после общения со змеей попали на Землю, а вот в сказке Экзюпери все происходит наоборот – мальчик исчезает. Куда, об этом в произведении нет ни слова, но змея обещает вернуть его на родную планету. А раз уж никакого тела не оказывается, то читателю остается надеяться, что так оно и происходит. Или все же Маленький Принц отправляется туда, откуда пришел Адам, – в рай?

Прирученный лис и коварная змея – это важные, сюжетообразующие герои данного произведения. Их значение в развитии повествования невозможно переоценить.

Капризная роза: красота, у которой есть шипы

Если Лис – это олицетворение преданности и доверия, Змея – это коварство и искушение, то Роза – это любовь и противоречивость. Прообразом этого героя послужила жена автора Консуэло, особа весьма своенравная, вспыльчивая и, естественно, капризная. Однако любящая. И ведь Маленький Принц так и говорит о ней, что его Роза – капризна, порой невыносима, но все это защита, так же, как и шипы. А на самом деле, у нее очень мягкое и доброе сердце.

Тоскуя по цветку, мальчик и соглашается на предложение змеи. Ради любви люди способны на многое. И даже умереть, чтобы потом вновь возродиться где-то за звездами, где-то на совсем иной планете, крохотной, но зато в обнимку с прекрасной розой.

Змеи всегда имели особенный дар в одночасье переносить людей в совершенно другой мир. И, кто его знает, может быть, все так и было, как пообещала Маленькому Принцу та змея, и он действительно оказался на своей планете со своим цветком.

Сказка не дает ответа. Но раз это сказка, то все мы можем надеяться на счастливый конец!

 

Памятники Маленькому Принцу

Днепропетровск (Украина).

На территории одного из любимых мест отдыха горожан и туристов – в городском детском парке имени Лазаря Глобы – есть оригинальный памятник любимому персонажу, который является частью комплекса фонтанов, установленных в парковом пруду.

Как и в сказке, Маленький принц сидит на своей Планете и смотрит вдаль. Скульптура выполнена настолько реалистично, что, кажется, вот сейчас герой заглянет тебе в глаза и спросит: «Ты нарисуешь мне барашка?».

Нортпорт (США).

Изящная фигура Маленького принца установлена во дворе библиотеки города. Автор идеи – учитель французского языка – взял за основу памятника рисунки Антуана де Сент-Экзюпери из книги «Маленький принц».

Абакан (Россия).

Скульптура изображает планету, испещренную лунными кратерами, на которой восседает Маленький принц в обнимку с розой. Среди кратеров можно увидеть цитату, напоминающую всем о том, что нужно верить в добро, не причинять зла и беречь тех, кого мы приручили.

Хаконе (Япония).

Философская сказка до глубины души тронула сердца японских читателей: в городе, недалеко от Токио, открылся целый музей Маленького принца, у входа в который всех посетителей встречает  Маленький принц, устремивший свой взгляд вдаль.

Санкт-Петербург (Россия).

Интересная композиция  под названием «Размышления о Маленьком принце» находится во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета. На стопке нагромождённых друг на друга книг сидит забавный «филолог» в шутовском колпаке и держит в руках распахнутую книгу. На развороте книги можно прочитать цитату из «Маленького Принца» на французском и русском языках: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

А сам Маленький принц расположился у подножия постамента, на третьей снизу книге.

Могилев (Беларусь).

Очень трогательная скульптура Маленького принца с лейкой в руке, поливающего розу. Торжественное открытие памятника состоялось 28 июня 2017 г. в Комсомольском сквере города. 30 июня из лейки Маленького принца зажурчала и полилась на бронзовую розу вода. Дети и взрослые спешили к памятнику, чтобы подставить ладони, громко смеясь, брызнуть на приятеля.

Боровск (Калужская область, Россия).

Летящий, грациозный, Маленький принц стоит в «Этномире» – действующем этнографическом парке на северо-востоке Калужской области у границы с Московской областью. Герой в развевающемся плаще как бы взлетает со своей маленькой планеты «астероид B-612», на которой остается его любимая роза.

Кишинев (Молдова).

Мини-памятник Маленькому принцу размером всего 11 сантиметров является туристической достопримечательностью молдавской столицы. Чтобы его найти, жителям и гостям города приходится считать шарики на ограде моста, расположенного в парке Валеа Морилор.

Скульпторы поселили новый «монумент» знаменитому герою на 23 шарике, если считать от моста. Дело в том, что именно эта декоративная деталь потерялась какое-то время назад, и тогда кишиневские дизайнеры решили заменить ее на «астероид», на котором и будет жить знаменитый персонаж.

Пусть Маленький принц и скромного роста, но у него огромное сердце, и он будет приносить радость жителям и гостям Кишинёва – так считают создатели этой скульптуры.

 Чебоксары (Россия).

Стальной астероид с Маленьким принцем приземлился прямо в центре чебоксарского Арбата – бульваре купца Ефремова. Словно маленький Будда, принц смиренно пребывает в моменте бытия, наслаждаясь ароматом распустившегося цветка.

Авторы вложили в статую сакральную силу  – на оборотной стороне астероида можно найти число 7 — число человека и символ гармонии, успеха и удачи. Даже существует городская легенда – если принцу потереть колени, это к легкому счастливому путешествию или удачной деловой поездке, а потереть нос — к скорейшему исполнению желаний.

Киев (Украина).

Памятник главному герою известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери находится  на Пейзажной аллее Скульптурная композиция изображает Маленького принца со шпагой и его друга Лиса с необычно длинными ушами, сидящего у его ног. Того самого Лиса, который сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Чита (Россия).

Скульптура «Маленький принц» установлена возле театра кукол.

Брест (Беларусь).

В городе есть удивительное место, где хочется гулять и куда хочется вернуться, – это аллея кованых фонарей, появившаяся в честь 1000-летия Бреста. Одним из экспонатов этого чудо-места является фонарь «Маленький Принц».

Казань (Россия).

Скульптура Маленького принца на новом здании Татарского государственного детского театра.

Тбилиси (Грузия).

В грузинской столице есть очень уютный скверик, в самом центре которого располагается круглый фонтан со скульптурной композицией, изображающей Маленького принца, поливающего розу.

Минск (Беларусь).

Привокзальную площадь Национального аэропорта Минска украшает скульптура «Маленький принц», которая установлена в зоне центрального фонтана. Композиция состоит из 4 элементов. В основу эскизов легли рисунки самого автора, которыми было иллюстрировано произведение. Основной элемент – Маленький принц, стоящий на астероиде и держащий в руке самолетик. Три дополнительных элемента – это роза, колодец и лис. Роза – символ красоты, любви и женственности, которая так восхищала Маленького принца. Колодец олицетворяет не физическое проявление воды, а жажду человека к духовной пище. Лис же является символом мудрости и знания, учит основам любви и дружбы.

 

При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве Антуана Де Сент-Экзюпери:

1. «Молитва» Антуана Де Сент-Экзюпери. – Текст : электронный // Реальные книги : [сайт]. – URL:  https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/antuan-de-sent-ehkzyuperi/molitva.html (дата обращения: 10.06.2020).
2. Антуан де Сент-Экзюпери, самый добрый писатель на земле. – Текст : электронный // Яндекс. Дзен : [сайт]. – 2019. – 29 июня. – URL: https://zen.yandex.ru/media/kalendarhistory/antuan-de-sentekziuperi-samyi-dobryi-pisatel-na-zemle-5d17c55957394600adca7319 (дата обращения: 10.06.2020).
3. Биография Антуана де Сент-Экзюпери. – Текст : электронный // Мир Сент-Экзюпери в России : [сайт]. – URL: http://www.saint-exupery.ru/show.html?id=3 (дата обращения: 10.06.2020).
4. Биография Антуана Де Сент-Экзюпери. – Текст : электронный // Реальные книги : [сайт]. – URL:  https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/antuan-de-sent-ehkzyuperi/biografiya-pisatelya.html (дата обращения: 10.06.2020).
5. Главные герои «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери. – Текст : электронный // Реальные книги : [сайт]. – URL:  https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/antuan-de-sent-ehkzyuperi/glavnye-geroi-malenkogo-princa.html (дата обращения: 10.06.2020).
6. Лескова, С. Малоизвестное. Молитва Антуана Сент-Экзюпери / Светлана Лескова. – Текст : электронный // Проза.Ру : [сайт]. – URL: https://proza.ru/2014/12/12/731 (дата обращения: 05.06.2020).
7. Мама Маленького принца. – Текст : электронный // Гранд : [сайт]. – 2018. – 27 апреля. – URL:  https://grad.ua/istoriya-odessy/75549-mama-malenkogo-princa.html (дата обращения: 27.04.2018).
8. О судьбе «Маленького принца» в России. – Текст : электронный //  ТВ-Культура : [сайт]. – 2008. – 08 сентября. – URL:  https://tvkultura.ru/article/show/article_id/34152/ (дата обращения: 09.06.2020).
9. Памятники Маленькому Принцу. – Текст : электронный // Книжный континент : [сайт]. – 2019. – 29 июня. – URL: https://alisa2002marina.blogspot.com/2019/06/blog-post_29.html (дата обращения: 10.06.2020).
10. Роман «Планета людей» Антуана Де Сент-Экзюпери. – Текст : электронный // Реальные книги : [сайт]. – URL:  https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/antuan-de-sent-ehkzyuperi/planeta-ludey-kratkoye.html (дата обращения: 10.06.2020).

 

Книги, имеющиеся в фонде библиотек Орска:

1. Сент-Экзюпери, Антуан де  Маленький принц : [для сред. шк. возраста] / А. де Сент-Экзюпери ; пер. с французского Н. Галь ; художник А. де Сент-Экзюпери. – Москва : Эксмо, 2018. – 112 с. : цв. ил. – (Книги - мои друзья). – Текст : непосредственный.
2. Сент-Экзюпери, Антуан де  Ночной полет ; Планета людей ; Военный летчик ; Письмо заложнику ; Маленький принц : повести / А. де Сент-Экзюпери ; пер. с французского. – Москва : Правда, 1979. – 336 с. : ил. – Текст : непосредственный.
3. Сент-Экзюпери, Антуан де  Планета людей : роман / А. де  Сент-Экзюпери. – Москва : Эксмо, 2010. – 192 с. – (Pocket book ). – Текст : непосредственный.
4. Сент-Экзюпери, Антуан де  Южный почтовый ; Ночной полет ; Планета людей ; Военный летчик ; Письмо заложнику ; Маленький принц ; Пилот и стихии : повести / А. де Сент-Экзюпери. – Москва : Художественная литература, 1983. – 447 с. – Текст : непосредственный.
5. Сент-Экзюпери, Антуан де Планета людей : повести, сказка / А. де Сент-Экзюпери. – Москва : Эксмо, 2004. – 576 с. – (Зарубежная классика. ХХ век). – Текст : непосредственный.
6. Сент-Экзюпери, Антуан де Цитадель : роман / А. де Сент-Экзюпери. – Москва : АСТ : Хранитель, 2007. – 558 с. – (Классическая и современная проза).  – Текст : непосредственный.