Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В Доме Пашкова Российской государственной библиотеки состоялась четвертая торжественная церемония награждения лауреатов национальной литературной премии «Большая книга». Писатель Борис Васильев удостоен спецприза «За честь и достоинство».

Ранее приза в этой номинации были посмертно удостоены член жюри премии, поэт и переводчик Илья Кормильцев, а также писатель и философ Александр Солже-ницын.

За главный приз в этом году боролись произведения 13 авторов. Из них жюри в количестве 109 человек избрало трех победителей. Первенство у Леонида Юзефовича («Журавли и карлики»). Второе и третье места заняли, соответственно, Александр Терехов («Каменный мост») и Леонид Зорин («Скверный глобус»).

Пока шло голосование, обозреватель «Известий» расспросила лауреатов прошлых лет о том, как премия «Большая книга» сказывается на «продвижении» победившего сочинения. Дмитрий Быков, лауреат 2006 года за биографию в серии ЖЗЛ «Борис Пастернак":

- Лично мне премия помогла, безусловно. Примерно половины этой суммы мне не хватало для покупки квартиры (главный приз составляет 3 млн рублей. — «Известия"). Что касается моей книги, то ее судьба определилась довольно рано, и думаю, что имя Пастернак здесь сыграло более важную роль, чем премия. Но лично и по-человечески я очень благодарен.

Людмила Улицкая, лауреат 2007 года за книгу «Даниэль Штайн, переводчик":

- У этого романа в России неожиданно большой успех или, во всяком случае, тираж. Мне кажется, что любая премия продвигает книгу, ее автора к читателю. Но, к сожалению, только на премии нельзя ориентироваться: скажем, совершенно выдающийся роман Людмилы Петрушевской «Номер один, или В саду других возможностей» не взял никаких призов, а вполне умеренные произведения гораздо менее значительных авторов заслужили внимание жюри.

Кроме того, год на год не приходится — случаются «урожайные» годы, когда очень сильные авторы входят в шорт-лист. Случаются годы малоудачные, когда ничего выдающегося не было напечатано, и премия присуждается, хотя справедливее было бы принять решение не присуждать никому высшей награды. В любом случае я уверена, что лучшие авторы все равно будут прочитаны.

Владимир Маканин, лауреат 2008 года за роман «Асан":

- Тема моего романа непростая — чеченская война. В этом все дело, а не в том, что это премия «Большая книга». Был бы «Букер» — было бы то же самое. БК что сделала? Она подсветила, сказала: вот посмотрите, у нас и так бывает, и роман может получить премию. Так что сначала я получил БК, а потом пошла реакция на роман. С другой стороны, как сказал Лев Толстой: «Хорошая книга всегда делит общество пополам». Это значит, что попало куда-то в серединку. А вот если книгу все принимают или все ругают — значит, она прошла стороной.
Наталья Кочеткова
http://www.izvestia.ru/culture/article3135869/