Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В 20-х числах декабря в России выйдет новый роман Дэна Брауна «Потерянный символ». Его англоязычная версия появилась у нас, как и во всем мире, еще в середине сентября. Действие «Потерянного символа» связано с масонскими тайнами — реальными и мнимыми. Во Франции тоже ждут перевода книги, которую сравнивают с «Кодом да Винчи». На днях Дэн Браун в эксклюзивном интервью парижской газете «Журналь дю диманш» рассказал о своем отношении к масонам и о том, почему ему хочется быть похожим на Роберта Лэнгдона.

«Масонство — это тема, которой я давно увлекаюсь, — рассказывает автор нескольких бестселлеров. — Меня всегда интересовали тайные оккультные общества. Нельзя не поражаться тому, что отцы-основатели американской демократии — Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были масонами, а автор Декларации независимости и американской Конституции Томас Джефферсон оказывал им открытую поддержку. И мне захотелось рассказать об этом неизвестном прошлом Соединенных Штатов».

«Масонство — это глобальная духовная организация, — продолжает Дэн Браун. — Она объединяет христиан, мусульман и иудеев. Для масонов существует высшее начало, но они исповедуют полную свободу совести, придерживаясь строгих моральных принципов. Для масонов все люди равны. Да, они больше, чем кто бы то ни было, пользуются символами и вызывают всеобщее любопытство, но я совсем не намеревался показать, что масонство представляет собой злую силу». Сам Дэн Браун, который живет в маленьком американском городке Экстер, штат Нью-Гэмпшир, отрицает принадлежность к «братству вольных каменщиков». Однако поддерживает контакты с некоторыми масонами. Он познакомился с ними при подготовке книги «Ангелы и демоны», занимаясь «тайным обществом иллюминатов».

В качестве места действия «Потерянного символа» Браун выбрал Вашингтон, потому что американская столица, по его мнению, олицетворяет «готическую тайну». «В моей книге, — говорит автор, — я установил связи, объединяющие создателей Вашингтона с масонами. Масонский храм находится неподалеку от Белого дома. Здание Капитолия напичкано масонскими символами. Это, в частности, краеугольный камень, заложенный Джорджем Вашингтоном во время масонского ритуала, а также такие символы, как мастерок, компас, треугольник. Все это служит великолепной декорацией для эзотерического триллера».

Дэн Браун всегда интересовался тайными пружинами власти. В мире, по его убеждению, ничего нет случайного. Простые смертные не в состоянии влиять на ход жизни. Все они находятся под неким колпаком. «Во всех теориях заговора, включая масонский, — полагает автор, — общим является понятие элиты, ее секретный и эзотерический характер, манипуляция широкими массами. Власти знают о нас гораздо больше, чем мы думаем. Однако не следует из-за этого впадать в паранойю. Агентство национальной безопасности США и ему подобные ведомства больше заинтересованы преследованием террористов, чем каждодневной жизнью простых граждан».

«Я не сторонник теории заговоров, — подчеркивает Браун. — Я, скорее, скептик и думаю, что мои книги пользуются успехом потому, что они написаны именно с позиции человека сомневающегося. Политика меня не интересует. Я не в состоянии ее понять. В политике все слишком эфемерно. В масштабах истории человечества она почти не имеет смысла. Я не могу судить ни о всемирном кризисе, ни о президенте Обаме. В течение шести лет я писал эту книгу, отгородившись от всего мира. Я не следил за новостями, не читал газет и был оторван от происходящего. Я жил подобно отшельнику, погруженному в воображаемый мир».

Дэн вырос в религиозной семье, изучал Библию. В школе он занялся астрологией, заинтересовался вопросами происхождения Вселенной. Но когда он попросил священника объяснить некоторые моменты сотворения мира, тот ответил, что хорошие дети не задают таких вопросов. Тогда Дэн решил предпочесть науку и дистанцировался от религии. «Но чем больше вы погружаетесь в точные науки, тем больше соприкасаетесь с философией, — подчеркивает автор «Потерянного символа». — Я осознал, что наука и религия говорят об одном и том же».

"Я не Уильям Фолкнер и не претендую на литературный талант, — кокетничает Дэн Браун. — Когда меня упрекают в том, что я не великий стилист, я отвечаю: у меня простой, современный и эффективный стиль. Именно за это ценят меня читатели. И мой успех никак не влияет на мою работу. Моим героям наплевать на те деньги, которые я получил (доходы только от «Кода да Винчи» превысили 300 миллионов долларов. — «Известия"). Никакое богатство не способно превратить вас в хорошего писателя. Я сажусь за письменный стол каждый день в четыре часа утра. В свободное время я занимаюсь спортом — теннисом или гольфом... Мне хотелось бы походить на Роберта Лэнгдона (главный персонаж «Кода да Винчи», «Ангелов и демонов» и «Потерянного символа». — «Известия"), но он гораздо смелее меня. Я совсем не герой».

45-летний Браун охотно признает роль своей жены Блит в создании бестселлеров. Блит старше Дэна на 12 лет. У них нет детей, поэтому все семейные силы уходят на творческий процесс. «Блит — моя первая читательница, — говорит Браун. — И она относится к моим трудам очень критически. Если ей не нравится тот или иной эпизод в моей рукописи, она будет об этом говорить в течение нескольких дней».

Однако Блит больше, чем критик. До планетарного успеха «Кода да Винчи» супруги вместе написали две книги. И сегодня некоторые литературоведы убеждены, что роль миссис Браун в творчестве мужа не ограничивается подбором материалов для его сочинений...
Юрий Коваленко (Париж)
http://www.izvestia.ru/culture/article3135888/