Кто он-лайн

Сейчас 192 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Кто он-лайн

We have 207 guests and no members online

Погода

Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

Один из самых глубоких современных писателей Евгений Водолазкин, автор романов «Лавр» и «Авиатор», закончил новый роман с неговорящим названием «Брисбен».
Это история современного успешного музыканта, который потерял возможность выступать из–за болезни, и вот он ищет новый смысл жизни».

Глеб Яновский, гитарист-виртуоз, возвращается с парижских гастролей. «Олимпия» рукоплескала ему, не заметив нечеткого, как у начинающих гитаристов, тремоло. Но самого музыканта не зря напугало внезапное «глухое бульканье вместо нот» — это подступает болезнь, которая прервет его карьеру на самом пике. Но прежде в том самом самолете Глеб познакомится с писателем Сергеем Нестеровым, который предложит написать о нем книгу, а музыкант неожиданно согласится. О нем и его успехе уже писали, но Яновскому хочется другого. «Не музыку нужно описывать, а жизненный опыт музыканта. Это он потом становится музыкой или, там, литературой. Не знаю, поймет ли это писатель», – говорит он отцу в одну из редких встреч. Он даже отказывается рассказывать своему биографу о времени успеха – музыке, концертах и благодарной публике. Ему важнее рассказать о том, что привело его в мир, который теперь недостижим.

«Брисбен» — история на два голоса, жизнь музыканта и рассказ о ней сплетаются воедино. Дневниковые записи Глеба Яновского, начиная с того самого тревожного концерта в «Олимпии» в апреле 2012 года, чередуются с главами из книги Нестерова – детство Глеба в Киеве в 70-е, юность в Ленинграде 80-х, жизнь в Германии в двухтысячные. О своей болезни гитарист узнает, когда работа над книгой уже в разгаре – и Нестерову предстоит понять своего героя и передать это на бумаге.

Рассказ музыканта биограф преобразует в текст подчеркнуто простой, с легким, иногда телеграфным синтаксисом. Но Евгений Водолазкин, отдавая дань современной прозе, добавляет в нее и свой авторский стиль. Если бы я снимала буктрейлер к «Брисбену», закадровый текст звучал бы так: философская глубина – от создателя романа «Лавр», метафоричность и живость образов – от автора «Авиатора».

Водолазкин вновь удивляет виртуозным владением языком и особым даром облекать в слова неуловимые ощущения, звуки и запахи. Для него, как для Пастернака, «жизнь, как тишина осенняя, – подробна» и состоит из деталей. Резкий запах первой болоньевой куртки, металлический привкус во рту от противной пластинки, исправляющей прикус, мелодичность дверного звонка в коммунальной квартире, особый ритм морских волн, странное томление, которое возникает в груди от напевных звуков украинских народных песен – всё это пробуждает в памяти собственные воспоминания. Читаешь – и проживаешь детство героя, а не просто узнаёшь о нем.

«Брисбен» —  роман о времени, как и все книги Водолазкина, хотя в центре — история обретения успеха и его потери. Исследовать болезненное стремление современного человека к успеху — одна из ключевых авторских задач: «Меня интересует идея  успеха, который одного корня со словом «успеть». Раньше это слово значило просто «сделать», «выполнить». А «успех» в Средневековье означал «пользу»: когда давали деньги на храм, говорили «на успех людям». Второстепенное значение «success” стало первым только в Новое время. И это знаменательно. В Средневековье считалось что лучшее в истории – пришествие Христа –  уже состоялось, а в новое время взгляд человека устремлен в будущее. И вот в культе будущего возникает культ успеха». Евгений Водолазкин же верен идее своего учителя академика Лихачева: «Времени нет». А раз нет времени – нет и будущего. Счастье, жизнь, любовь – всё это происходит здесь и сейчас. Будущее никогда не наступит, потому что, наступая, оно мгновенно становится настоящим. На осознание этого у кого-то, как у Глеба Яновского, уходит целая жизнь.


http://chitaem-vmeste.ru/reviews/brisben